Нежелательно вести пустые разговоры после молитвы «Иша»
Передается от Абу Барзы, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не любил спать перед ночной молитвой и вести разговоры после нее.
?Передали аль-Бухари 568; Муслим 647.
Имам ан-Навави сказал в комментарии:
Ученые сказали: причиной порицания сна перед ночной молитвой является риск пропустить молитву из-за крепкого сна, или пропустить предпочтительное и лучшее время для совершения молитвы, и опасение, что люди отнесутся к этому вопросу легкомысленно, заснут и пропустят коллективную молитву. Причиной порицания бесед после молитвы ‘иша является то, что из-за них человек может поздно лечь спать и страх, что уснув, он не сможет совершить ночное выстаивание (кийяму-лейль) и сделать зикр, или совершить утреннюю молитву вовремя, или в желательное или предпочтительное время. Человек, который поздно ложится спать, днем чувствует себя ленивым и это отражается на его религиозных обязанностях, поклонении и мирских делах.
Ученые сказали: нежелательны бессмысленные разговоры после ночной молитвы. Но не беседы, у которых благая цель, как например: учеба, рассказы о праведниках, беседа с гостем или невестой, чтобы приободрить их; добрая беседа с женой и детьми, разговор с путешественником о его защите или защите его багажа, примирение людей и посредничество между ними с благой целью, приказ одобряемого и запрет порицаемого, наставление людей к хорошим поступкам и т.п. Все это не порицается. Есть достоверные хадисы, которые свидетельствуют о некоторых вещах, которые мы перечислили, и все остальное тоже к этому относится.
Порицается разговаривать после совершения ночной молитвы, а не с наступлением ее времени. Ученые согласились, что макрух разговаривать после ночной молитвы, если беседы не приносят пользу и благо.
? комментарий к «ас-Сахиху» имама Муслима (3/318)