Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага

Му’авийа, да будет доволен им Аллах, говорил: “Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах. (Помните, что,) пока не придёт веление Аллаха, тот, кто будет противостоять (членам) этой общины, никогда не причинит им вреда, если станут они исполнять веления Аллаха”».
?Муслим 1037

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис служит указанием на то, что человек, не стремящийся к пониманию религии, иначе говоря, не изучающий основы Ислама и связанные с ними практические вопросы, лишён блага.

Абу Йа’ля приводит слабую, но верную по смыслу версию хадиса, передаваемого со слов Му’авийи, в которой сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «..и Аллах не позаботится о том, кто не стремится к постижению религии».

Смысл этих слов верен потому, что о человеке, который не знает своей религии, не обладает пониманием и не стремится к нему, можно сказать, что ему не желали блага. Всё это ясно указывает на превосходство ученых над прочими людьми и на превосходство знания о религии над прочими видами знания_».
? См. «Фатх аль-Бари», 1/165.

Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: « _Это указывает на то, что тот, у кого нет понимания в религии, что Аллах не желает ему добра.

Так же тот, кому Он желает добра – тому Он даст понимание в ней, если конечно под пониманием подразумевалось знание, требующее от себя дел. А если здесь подразумевается только знание, то это не указывает на то, что, если кто-то приобрел какие-то знания в религии, что ему желалось добро в этом.

Ведь понимание в данный момент будет – условием для желания добра (ведь не может желаться добро тому, кто знает и не делает. — прим. пер.) А для первого это (делать дела по знаниям) будет обязательным. И Аллах знает лучше_».
? См. «Мифтаху дари са’ада» (1/60)

Ан-Навави, да смилостивится над ним Аллах, сказал: « В этом есть достоинство знаний, понимания в религии и побуждения на его требование. Ведь причиной всего этого является то, что знание ведет к богобоязненности перед Аллахом».
?См. «Шарх Сахих Муслим» (7/128)

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Что такое фикх? Всевышний Аллах говорит: « Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь». (Сура Та Ха, 27-28)

Из этого хадиса можно понять, что, если ты из той категории людей, которые не заинтересованы знанием, которые не понимают из знания так, как оно должно пониматься — лишены понимания знания, то ты должен насторожиться, услышав этот хадис.

Должен испугаться именно того, что Аллах не дает тебе понимание религии, не дает желания требовать знание, значит, Аллах не желает добра. Если пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что Аллах дает понимание религии тому, кому он желает добра, с этого понимается обратное, если Аллах не желает добра, то Он не дает понимании религии, стремление к знанию.

Поэтому, если вы чувствуете лень, если чувствуете, что что-то не так в стремлении к знанию, начинайте бояться, и просить Всевышнего Аллаха. Начинайте искать причины, из-за которых Всевышний Аллах лишил тебя стремления к знанию, или любви к нему.

И во-вторых, начинайте избавляться от этих причин, и падайте в саджда с мольбами, прося Всевышнего Аллаха не делать вас из невежественных, а чтобы сделал вас из той категории, которые думают о знании, живет знанием, и распространяет эти знания, и на практике практикует это шариатское знание».

?См. «Китабуль-Ильм».