И у детей твоих — есть на тебя право

Всевышний Аллах сказал: « О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (ат-Тахрим 66: 6).

‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал касательно этого аята: “ Обучайте себя и свои семьи благому, а также воспитывайте свои семьи”.
? Ибн аль-Мубарак в “аль-Бирр уа-ссыля” 189

Абу Хасан ‘Али Иклия говорил: “ Этот аят указывает на то, что мы обязаны обучать наших детей и членов семьи религии и благому, а также требуемому этикету”.
?См. “Тафсир аль-Къуртуби” 18/128.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждая душа из сынов Адама является господином. Мужчина является господином в своей семье, а женщина является госпожой в ее доме».
?См. «Сахих аль-джами’» 4565.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Не делай же так, но постись и разговляйся, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у детей твоих есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право»”.
? аль-Бухари 1976, 3418, Муслим 1159.

О словах «у детей твоих есть на тебя право*», имам ан-Науауи сказал: “ В этом указание на то, что отец обязан воспитывать обучать своего ребёнка тому, в чем он нуждается из положений религии.

И это обучение является обязательным для отца и прочих опекунов ребёнка, пока мальчик или девочка не достигнет совершеннолетия.

Об этом говорил аш-Шафи’и и его сторонники. Также они говорили, что и матери обязаны этим, если нет отца, ибо это имеет отношение к воспитанию, в котором они также принимают участие”.
? См. “Шарх Сахих Муслим” 8/44.

Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Повесьте плётку там, где члены семьи смогут видеть её, ведь это более действенно в приучении их к дисциплине».
? “ас-Сильсила ас-сахиха” № 1447.

Имам Ибн аль-‘Анбари сказал: “ Никоим образом не предполагалось использование этого (кнута) для битья, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не приказывал никому делать это.
Но суть хадиса в том, чтобы постоянно приучать семью к дисциплине”.
?См. “Файдуль-Къадир” 4/325.

Суфьян говорил: “Было сказано: «Из числа прав ребёнка на родителя – чтобы он дал ему хорошее воспитание»”.
?Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 332.

Имам Мухаммад ат Тамими из-за важности вопроса единобожия посвятил ему небольшую брошюру, которую назвал «Обучение детей единобожию» (Та’лиму ас-сыбьяни ат-таухид), и сказал во введении: “Это полезное послание, в котором содержится то, чему обязан человек обучить детей прежде, чем обучать их Корану, чтобы ребёнок стал полноценным человеком на естестве Ислама и будучи прекрасным единобожником, следуя пути веры”.