Кратко об И’тикафе (затворничество в мечети)
❗️Сегодня 19 день Рамадана
О достоинстве и’тикафа
хадис от Ибн ‘Аббаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: » Того, кто стремясь к лику Аллаха, совершит и’тикаф в течение одного дня, Аллах отделит от Огня тремя рвами, и ширина каждого из них будет больше, чем расстояние между востоком и западом». ат-Табарани в «аль-Аусате», аль-Байхакъи.
Относительно достоверности и этого хадиса были разногласия, однако хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами считали иснад хадиса хорошим.
? См. «ат-Таргъиб уа-ттархиб» 1/267 и «Маджма’у-ззауаид» 8/192.
Мудрость и’тикафа
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: » Всевышний Аллах установил совершение и’тикафа, мудрость и смысл которого заключаются в том, чтобы человек устремился к Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему Одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занялся поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремиться к Нему.
Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его довольство и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в день великого одиночества, когда он окажется в могиле.
Воистину, там человек не найдет себе собеседников и сможет радоваться только уединению с Аллахом».
?См. «Задуль-Ма’ад» 2/86.
Краткое напоминание желающим совершить и’тикаф
Во время уединения не следует увлекаться решением мирских дел, заключать торговые сделки, излишествовать во сне, пустословить и т.п., чтобы не терять награду за и’тикаф, а следует проявлять больше усердия в поклонении Аллаху в эти великие ночи.
Также следует проявлять заботу о тех мусульманах, которые тоже находятся в уединении, помогая им и не причиняя им неудобства, и помнить о великих достоинствах хороших проявлений братства и о том, что помощь мусульманину лучше, чем сам и’тикаф, как говорил об этом пророк (мир ему и благословение Аллаха): » И поистине, придти на помощь своему брату мусульманину в том, в чем он нуждается любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети в течение месяца».
? См. «Сахих аль-джами'» 176.
Минимальное и максимальное время для и’тикафа
в хадисе Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что ‘Умар сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха): » Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи». А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так исполни свой обет».
? аль-Бухари 2032.
Ибн Дакъикъ аль-‘Ид сказал: “У арабов принято под словом “ночь” подразумевать “сутки”.
?См. “Ихкамуль-ахкам” 2/56.
Это самое минимальное, что пришло в Сунне на время и’тикафа. И не передается от кого-либо из сподвижников, что когда они приходили в мечеть на молитву и совершив ее, ожидали следующей молитвы, чтобы они считали данное ожидание и’тикафом.
?См. «Фикъх аль-и’тикаф» 55.