Кратко об И’тикафе (затворничество в мечети)

❗️Сегодня 19 день Рамадана

О достоинстве и’тикафа

 хадис от Ибн ‘Аббаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: » Того, кто стремясь к лику Аллаха, совершит и’тикаф в течение одного дня, Аллах отделит от Огня тремя рвами, и ширина каждого из них будет больше, чем расстояние между востоком и западом». ат-Табарани в «аль-Аусате», аль-Байхакъи.

Относительно достоверности и этого хадиса были разногласия, однако хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами считали иснад хадиса хорошим.

? См. «ат-Таргъиб уа-ттархиб» 1/267 и «Маджма’у-ззауаид» 8/192.

Мудрость и’тикафа

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: » Всевышний Аллах установил совершение и’тикафа, мудрость и смысл которого заключаются в том, чтобы человек устремился к Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему Одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занялся поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремиться к Нему. 

Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его довольство и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в день великого одиночества, когда он окажется в могиле. 

Воистину, там человек не найдет себе собеседников и сможет радоваться только уединению с Аллахом». 

?См. «Задуль-Ма’ад» 2/86.

Краткое напоминание желающим совершить и’тикаф

Во время уединения не следует увлекаться решением мирских дел, заключать торговые сделки, излишествовать во сне, пустословить и т.п., чтобы не терять награду за и’тикаф, а следует проявлять больше усердия в поклонении Аллаху в эти великие ночи.

Также следует проявлять заботу о тех мусульманах, которые тоже находятся в уединении, помогая им и не причиняя им неудобства, и помнить о великих достоинствах хороших проявлений братства и о том, что помощь мусульманину лучше, чем сам и’тикаф, как говорил об этом пророк (мир ему и благословение Аллаха): » И поистине, придти на помощь своему брату мусульманину в том, в чем он нуждается любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети в течение месяца». 

? См. «Сахих аль-джами'» 176.

 Минимальное и максимальное время для и’тикафа

в хадисе Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что ‘Умар сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха): » Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи». А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так исполни свой обет».

? аль-Бухари 2032.

Ибн Дакъикъ аль-‘Ид сказал: “У арабов принято под словом “ночь” подразумевать “сутки”. 

?См. “Ихкамуль-ахкам” 2/56.

Это самое минимальное, что пришло в Сунне на время и’тикафа. И не передается от кого-либо из сподвижников, что когда они приходили в мечеть на молитву и совершив ее, ожидали следующей молитвы, чтобы они считали данное ожидание и’тикафом. 

?См. «Фикъх аль-и’тикаф» 55.