О мусульманин, опасайся лицемерия
? Всевышний Аллах сказал в Коране Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) относительно лицемеров: «Они являются врагами – остерегайся же их» (63: 4).
? Всевышний Аллах также сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Последний день”. Однако они не являются верующими» (2: 8).
? Всевышний Аллах также сказал: «Поистине, лицемеры окажутся в нижнем слое Огня» (4: 145).
? Всевышний Аллах также сказал: «Лицемерам, лицемеркам и неверующим Аллах обещал огонь Геенны, в котором они пребудут вечно. Довольно с них этого! Аллах проклял их, и им уготованы вечные мучения» (9: 68).
? Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из качеств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, когда рассказывает о чём-либо; поступает вероломно, когда заключает договор; и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо».
?аль-Бухари (34), Муслим (57).
? Однако важно понимать, что лицемерие бывает двух видов: большое и малое.
• Большое лицемерие – это лицемерие в сердце, когда человек внешне проявляет веру, оставаясь в сердце неверным.
• Малое лицемерие – это лицемерие в делах, являющееся большим грехом, но не делающее человека неверным, как грехи, упомянутые в хадисе.
? Имам ат-Тирмизи, после приведения в своем сборнике хадисов о признаках лицемеров, сказал: “Поистине, смысл этих хадисов у обладающих знанием, что речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах. А что касается лицемерия в сердце, то об этом было известно во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Подобное передается от Хасана аль-Басри, что он говорил: « Лицемерие бывает двух видов: лицемерие в делах и лицемерие «такзиб» (считать истину ложью)»”
?См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” (2632).
? Имам Ибн Аби Заманин сказал: “Эти, хадисы, в которых упоминается о лицемерии, не указывают на то, что если человек совершил одно из этих деяний, что он становится таким же лицемером, как тот, кто исповедует Ислам явно, а в душе у него неверие. Смысл этих хадисов заключается в том, что эти поступки являются из деяний и качеств лицемеров!”
?См. “Усуль ас-Сунна” (стр. 67).
? Хафиз Ибн Касир сказал: “Лицемерие (нифакъ) – это внешнее проявление блага и сокрытие зла, и оно бывает двух видов: лицемерие в убеждении, которое влечёт такого человека навечно в Ад, и лицемерие в делах, что является величайшим из грехов”.
?См. “Тафсир Ибн Касир” (1/75).
▪️ Поэтому о том, в ком проявляются внешние поступки и качества лицемеров, следует сказать, что это проявление лицемерия, но не говорить: «Ты – лицемер», так как из-за слабой веры человек мог ещё не избавиться полностью от этих скверных качеств.
? Аль-Хасан аль-Басри говорил: “Клянусь Аллахом, не застал дня и не застал ночи верующий на поверхности земли, чтобы он не боялся лицемерия для себя! И никто не считает лишенным себя лицемерия, кроме истинного лицемера”
?аль-Фирьяби в “Сыфатуль-мунафикъ”(87).
? Когда имама Ахмада спросили: «Что можно сказать о том, кто не боится для себя лицемерия», он сказал: “А разве кто-то может быть защищён в отношении себя от лицемерия”
? См. “Масаиль Ибн Хани” (2/176).
? Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб, стоя на минбаре, много раз повторил: “Поистине, больше всего опасаюсь я для этой общины знающего лицемера«
Его спросили: “Как лицемер может быть знающим”
Он ответил: “Знающий на языке, однако, невежественный в сердце и делах! Произносит мудрые слова, а сам совершает порицаемое” Иснад хороший.
?См. “Тахридж Сыфа ан-нифакъ” (стр. 41).