Остерегайся хитрости Аллаха
Всевышний Аллах сказал:
Они (неверующие) хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов. Сура 3, аят 53
шейха имама аль-‘Усаймина спросили :” Может ли Аллах быть хитрим и можно ли Его так называть?”
Он ответил:” Аллаха нельзя назвать хитрым, кроме как в ограниченных случаях. Его нельзя назвать таковым в абсолютном значении. Аллах говорит (передача смысла):
“Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!” (Аль-Араф, 7:99)
Эти строки указывают на то, что у Аллаха есть план, который предназначен для разоблачения их без их понимания этого.
Это сходно хадису, переданному Аль-Бухари: “Война-это обман”
Если спрашивают:“Как Аллаха можно назвать хитрым, когда это качество порицаемое?”
То можно ответить, что хитрость в определенных обстоятельствах может быть чем-то достойным похвалы, что указывает на силу хитреца и его превосходство над врагом. Поэтому Аллаха нельзя назвать хитрым в абсолютном значении, мы не можем сказать “Аллах – Хитрец”. Скорее этот атрибут упоминается в позитивном контексте, как в следующих строках (передача смысла):
“Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов (Аль-Анфаль, 8:30)
“Они замыслили хитрость, и Мы замыслили хитрость, но они не ощущали этого“(Ан-Намль, 27:50)
Мы не можем сказать, что мы абсолютно не можем приписать это качество Аллаху, правильнее будет то, что мы может приписать это качество Аллаху, если контекст имеет позитивный окрас, и нам не следует приписывать это качество Аллаху, если контекст имеет не позитивный окрас.
? «Фатава Аль-шейх ибн Усаймин»,1/170.
Ибн Батта, да проявит Аллах ему Свою милость, сказал: “Основа всех ухищрений в исламском шариате это обман, а обман – лицемерие. Лицемерие же перед Аллахом хуже, чем явное неверие. Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Последний день”, – однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (2: 8-9)
Он также сказал: «Воистину, лицемеры пытаются обхитрить Аллаха, но Он обхитрит их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (4: 142).
И разве ты не видишь, как лицемеры прибегли к хитрости, внешне показав, что они приняли положения Ислама и обязали себя их соблюдением, стараясь тем самым обмануть Аллаха Всевышнего, Его Посланника, мир ему и благословения Аллаха и Его верующих рабов, да проявит Аллах милость к ним?
Тем самым они желали получить место в мольбах верующих и защитить свое имущество. Своим притворством они получили то, чего хотели. Однако Аллах выявил их ложь и обратил их козни и обман против них самих по причине того, что они скрыли и утаили из ложных убеждений, желаний, отличных от того, что повелел Аллах, а также за их использование инструментов имана не в соответствии с тем, что желал Всевышний Аллах из искренней веры и чистого единобожия.
Лицемерие является одним из проявлений хитрости. Более того, оно – самое худшее и скверное из его проявлений. Любые ухищрения похожи на лицемерие, относятся к нему и ответвляются от него”
? «Ибталь аль-хияль» 43
Часто пример хитрости приводят с начальником на заводе.
Предположим, рабочий не приходил на работу без причины долгое время, хитрил с начальством, а в конце месяца ждал зарплату в полном объёме.
Начальник это узнал, посмотрел по камерам или др способом и выдал зарплату соответствующую отработанным сменам.
Разве можно сказать что начальник сделал несправедливость? И в тоже время он не остался обманутым.
Аллах лучше чем эти примеры