Ответственность людей
Аллах Всевышний сказал:
» Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (Сура аль-Ахзаб, аят 72)
Шейх ибн Усаймин, (рахимахуЛлах )сказал:
▪️Аллах Всевышний предложил небесам, земле и горам взять на себя ответственность, то есть возложить на себя то, чем обязал Аллах. Но они отказались от этого из-за тяжести этой ноши, испугавшись, что не смогут сделать этого.
Кто-то может сказать: » Как это Аллах предложил небесам, земле и горам взять на себя ответственность?! Они, ведь, неживые, у них нет разума и они ничего не чувствуют!«.
▪️Неорганический мир (иначе говоря, неживые предметы) по отношению к Аллаху является разумным, всё понимает и подчиняется Ему. Разве ты не слышал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: » Первым из того, что сотворил Аллах Всевышний, было Перо. После этого Он сказал Перу: «Пиши!». Перо ответило: «Что мне писать?». Аллах сказал: «Пиши всё то, что будет до Судного Дня«?
?Абу Дауд, 4700; ат-Тирмизи, 2155, 3319; Ахмад, 5/317.
Аллах Всевышний обратился к Перу, хотя оно неживое, а Перо ответило Ему. Аллах Всевышний сказал Перу: «Пиши!», и оно написало все то, что будет до Судного Дня, следуя Его приказу.
▪️Или, например, Аллах Всевышний говорит:
» Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: «Придите по доброй воле или против воли». Они сказали: «Мы придем по доброй воле» (Сура Фуссылят, аят 11)
То есть, небо и земля поняли то, что Аллах обращается к ним, подчинились Ему и сказали: «Мы придем по доброй воле». Небеса, земля и горы отказались нести эту тяжелую ношу, а человек взялся нести её.
Как человек понес эту ношу? Эта ответственность была возложена на человека через две вещи: разум и посланники. Аллах Всевышний даровал человеку разум и этим возвысил его над многими другими из творений. Также Аллах Всевышний послал к человеку посланников, которые разъясняют человеку, что есть истина, а что есть заблуждение. Следовательно, у человека не осталось оправдания.
▪️Но вместе с этим, человек описан тем, что он является несправедливым и невежественным. И ученые разногласят, имеются ли в виду в этом аяте все люди или же имеются в виду только неверующие.
▪️Некоторые ученые сказали: «Речь идет только о неверующих. Именно неверующие являются несправедливыми и невежественными. Что же касается верующего человека, то он справедлив, он обладает знанием и мудростью, и следует по прямому пути».
▪️Другие ученые сказали: «Речь идет природе человека в общем. То есть, природа человека такова, что он является несправедливым и невежественным, но Аллах Всевышний вывел верующих из этого, наделив их прямым путем, и поэтому они стали исключением из общего правила».
▪️Поэтому, тот, кто соблюдает доверенное (амана), не является несправедливым и невежественным
? Шарх Рияду ас салихин, 25-ая глава о велении соблюдать доверенное (амана)