Положение терпения в исламе

Всевышний Аллах сказал:

« Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения». (Сура ас-Саджда, аят 24)

?Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: « Вся религия заключается в знание истины и в действие на основании этого знания. А действие невозможно без терпения. Даже само получение знания нуждается в терпении. Как сказал Му‘аз ибн Джабаль: “ Вы обязаны получать знание! Поистине, требование знаний является поклонением Аллаху, познание истины является благоговением перед Аллахом, поиск знания является усердие на пути Аллаха, обучение этому знанию незнающего является милостыней, повторение его является восхвалением Аллаха (тасбих). Посредством знания познается Аллах и посредством знания Ему поклоняются. Посредством знания восславляется Аллах и исповедуется единобожие (таухид). Аллах возвышает одних людей посредством этого знания и делает их для других руководителями и имамами! Люди следуют за ними по прямому пути и обращаются к их мнениям”. ? Абу Ну‘ейм в “аль-Хилья”, 1/239. ▪️Он назвал поиск знания усердие на пути Аллаха ! А в усердие на пути Аллаха обязательно должно присутствовать терпение (сабр). Именно поэтому, Аллах сказал:

Клянусь временем! Поистине, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!” (Сура аль-‘Аср, аяты 1-3) А также: “ Помяни Наших рабов Ибрахима, Исхака и Йакуба, могучих и прозорливых”. (Сура Сод, аят 45)

▪️Полезное знание является основой верного руководства, а деяния на основании истины являются движением по прямому пути. ▪️Первому противостоит заблуждение, а второму — отклонение. Ведь, заблуждение — это действие без знания, а отклонение — это следование за страстью. Всевышний Аллах сказал: “ Клянусь звездой, когда она падает! Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути”. (Сура ан-Наджм, аяты 1-2) ▪️Верное руководство достигается только посредством знания, а следование по прямому пути возможно только при наличии терпения. ▪️Поэтому сказал ‘Али: “ Терпение занимает такое же место в вере, как и голова в теле! Если отрежут голову, пропадёт и тело”. А затем поднял голос и продолжил: “Поистине, нет веры у того, кто не обладает терпением”. Передал аль-Лялякаи в “Шарх Усуль аль-И‘тикъад”, 1257.». ? См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 10/40.

?Шейх уль-Ислям ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: « В основе каждой смуты (фитны) лежит предпочтение людских мнений шари‘ату и предпочтение страсти разуму. ▪️ Первое является основой смуты сомнений (шубухатов), а второе — основой смуты страстей (шахауатов). ▪️Смута сомнений (шубухатов) устраняется посредством убежденности (йакъин), а смута страстей (шахауатов) устраняется посредством терпения (сабра). ▪️Именно поэтому, Всевышний Аллах связал предводительство в религии с этими двумя вещами. Он сказал: “ Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения”. (Сура ас-Саджда, аят 24) Это указывает на то, что посредством терпения и убежденности достигается предводительство в религии». ?См. «Игъсат аль-Ляхфан», 2/167.