Разрешен ли мавлид? (12 сомнений)
Хвала Аллаху, Господу миров, Который сказал в ясно изложенном Писании: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Сура 5 «Трапеза», аят 3).
Молитвы и мир нашему господину, нашему примеру, нашему возлюбленному и возлюбленному нашего Господа, утешению наших очей, нашему заступнику в День воскресения, Мухаммаду ﷺ, сыну Абдуллаха, его семье, его сподвижникам и всем, кто следовал его руководству до Дня воздаяния.
А затем:
Воистину, к тому, что люди стали совершать в поздние века после первых трех превосходных поколений, относится празднование дня рождения Пророка ﷺ. Что касается века сподвижников, их последователей (таби’ун) и тех, кто пришел после них, то никто в их время не праздновал день рождения Пророка ﷺ: ни его благородные сподвижники, ни ученые и имамы, за которыми следовали, пришедшие после них – ни имамы фикха, такие как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и Ахмад, ни хадисоведы, такие как аль-Бухари, Муслим и другие. Это нововведенное (бид’а) празднование было впервые введено в конце четвертого века по хиджре, и первыми, кто его ввел и узаконил, были рафидиты-убайдиты (которых лживо и обманно называют «фатимидами»). Они ввели его наряду с другими нововведениями, которые они узаконили в день Ашуры – такими как биение себя в грудь, пощечины по щекам, рассечение голов и другие новшества – чтобы показать скорбь по поводу убийства Хусейна ибн Али, да будет доволен Аллах ими обоими, и все это в одном году. И это исторический факт, который отрицает лишь невежда в истории, ибо его зафиксировал аль-Макризи (ум. в 845 г.х.) в своей книге «аль-Хитат» (2/436), упомянув, что они ввели ряд празднований дней рождения (маулид) и новшеств, среди которых: маулид Пророка ﷺ, маулид Али, Фатымы, Хасана, Хусейна и другие маулиды, перечислив в итоге двадцать семь их празднеств, все из которых исчезли с падением государства Убайдитов в 567 г.х. от рук Салахуддина аль-Айюби, да помилует его Аллах.
Затем суфии возродили это новшество – празднование дня рождения Пророка ﷺ, а рафидиты заново возродили новшества дня Ашуры. И эти новшества продолжаются по сей день.
А поскольку тем, кто одержим празднованием маулида, было тяжко признать, что первым, кто его ввел, был мерзкий рафидит, они стали утверждать, что первым, кто его узаконил, был правитель Ирбиля, царь аль-Музаффар Абу Саид Кукбури (ум. в 630 г.х.), и приписывали это Ибн Касиру (ум. в 774 г.х.) в его книге «аль-Бидая ва ан-Нихая» (13/136-137). Но это неверно, ибо текст слов Ибн Касира таков: «И он проводил благородный маулид в месяце раби аль-авваль и праздновал его с огромным размахом». Ибн Касир не сказал, что он был первым, кто его узаконил, а лишь сказал, что он праздновал его в раби аль-аввале.
Вторая историческая истина, также не подлежащая сомнению, заключается в том, что не установлено, что двенадцатое число раби аль-авваля является днем рождения Пророка ﷺ. Более того, наиболее вероятно и верно, что это не день его рождения. Достоверно же и согласно мнению большинства историков, что это день его смерти ﷺ и это был понедельник, а похоронили его во вторник. Да буду я выкупом за него, мой отец, моя мать и моя душа!
✨ Затем празднование маулида распространилось по земле, и некоторые ученые и проповедники сочли его хорошим из-за упоминания в нем жизнеописания Пророка ﷺ. И шайтан ввел некоторых в заблуждение, заставив их забыть его начало и то, что первые века были свободны от него. И они начали искать доводы в пользу его дозволенности, и даже его узаконенности и одобрения, приводя самые причудливые и запутанные доказательства, которые не имеют к этому празднованию никакого отношения! Тогда ученые выступили, чтобы опровергнуть их доводы, не говоря уже об их сомнительных аргументах.
И, как это обычно бывает с нововведениями, они не останавливаются на достигнутом: в эти маулиды проникли порицаемые новшества и другие скверные деяния, такие как барабанный бой, раскачивание, танцы, смешение мужчин и женщин в некоторых странах, другие грехи, а также чтение ширкитских стихов, в которых содержится обращение за помощью не к Аллаху, и чрезмерное восхваление Посланника ﷺ, подобно тому, как христиане восхваляют Ису, сына Марьям (мир ему).
В этой статье я не буду говорить о тех порицаемых вещах, которые происходят на некоторых из этих маулидов (с разной степенью в разных местах), ибо их положение очевидно. Речь пойдет о сомнительных аргументах тех, кто дозволяет празднование маулидов, и ответах на них, даже если предположить, что они свободны от порицаемого и грехов. Ибо изменение того, что ниспослал Аллах Своему пророку Мухаммаду ﷺ, добавление к этому обрядов и деяний и внедрение их в религию на основании сомнительных доводов, которые выдвигают их сторонники, опаснее, чем те порицаемые вещи.
Среди этих сомнительных аргументов:
✨ Первое сомнение:
Они приводят в качестве довода слова Всевышнего: «Скажи: “Этой милостью Аллаха и этим благом пусть наслаждаются [верующие]”» (Сура 10 «Юнус», аят 58), утверждая, что величайшая радость – это радость по поводу его рождения ﷺ, и что празднование этого является выражением этой радости. Это утверждение, которого не говорил ни один из имамов Ислама. Как же велика милость Аллаха к нам и Его блага! Его рождение – благо, его послание – благо, его переселение (хиджра) – благо. Неужели каждый раз, когда Аллах одаряет нас благом, мы должны делать этот день праздником?!
Кроме того, милость и благо Аллаха, которыми велено наслаждаться в этом аяте, – это не день его рождения, а Коран и законы Ислама, которые были ниспосланы с ним, как сказано в предыдущем аяте: «О люди! К вам от вашего Господа явилось наставление, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих. Скажи: “Этой милостью Аллаха и этим благом пусть наслаждаются [верующие]. Это лучше того, что они собирают”» (Сура 10 «Юнус», аяты 57-58). И «милость» – это послание и пророческая миссия, как сказал Аллах: «Мы послали тебя только как милость для миров» (Сура 21 «Пророки», аят 107), и сказал Пророк ﷺ: «Поистине, я послан не как проклинающий, а как милость» (передал Муслим). И ни один толкователь Корана не упоминал того смысла, который упомянули они.
Как же этот странный смысл (что аят ниспослан о его рождении) ускользнул от самого обладателя послания ﷺ, и он не праздновал свой день рождения и не донес до нас этого смысла?!
Еще более удивительно, чем их довод этим аятом, их довод словами Всевышнего: «Те, которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате и Инджиле, который повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков, которые были на них. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (Сура 7 «Ограды», аят 157). Они утверждают, что празднование маулида является почитанием Пророка ﷺ, возвеличиванием его и возвышением его степени, и Аллах восхвалил в этом аяте тех, кто делает это! Все это – невежество и обман простых людей. В аяте нет указания на то, что празднование его дня рождения ﷺ, является его почитанием и уважением – а ведь именно в этом суть разногласий. И не все, что кто-то посчитал почитанием и уважением к нему ﷺ дозволено делать лишь на основании его предположения. Не дозволено почитать его с помощью музыкальных инструментов, как барабанов и других, или чрезмерным восхвалением, как христиане восхваляют Ису, сына Марьям (мир ему), ибо Пророк ﷺ, запретил своей общине это. Празднование маулида относится к этой категории.
✨ Второе сомнение:
Их довод хадисом, который передал Муслим от Абу Катады аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о посте в понедельник, и он сказал: «В этот день я родился», – утверждая, что это является празднованием им своего дня рождения! Это толкование хадиса, которого не придерживался ни один из ученых и ранних комментаторов хадисов. Имам ан-Навави – самый известный комментатор хадисов «Сахиха» Муслима – не приводил этот хадис в качестве довода на празднование маулида Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Благодарность Аллаху за рождение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заключается в посте в тот день, в который он родился, а это понедельник каждой недели, как это делал сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сделал это сунной для своей общины, действующей до Судного дня. Это то, чего требует разум и передаваемые знания, а именно – чтобы благодарность была того же вида, какой благодарил Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, своего Господа, а не празднованием, песнями, стихами и восхвалением, чего не делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не повелевал и не делал никто из сподвижников, их последователей и последователей их последователей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был самым старательным из людей в благодарности своему Господу и лучше всех знал, как это делать. Эта благодарность подобна благодарности Аллаху за спасение пророка Мусы, да благословит его Аллах и приветствует, постом в день Ашуры – день, в который Аллах спас его от Фирауна, как это делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сделал сунной для своей общины до Судного дня.
✨Третье сомнение:
Их довод хадисом, который передали Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи и другие от Ауса ибн Ауса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучший из ваших дней – пятница: в него был сотворен Адам, в него он умер, в него будет дуновение (в Рог) и в него будет поражение (смерть). Увеличивайте же в этот день благословения мне, ибо ваши благословения будут представлены мне…» (и далее хадис). Они сказали: если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узаконил для нас благословлять его в день, когда Аллах создал своего пророка Адама, да благословит его Аллах и приветствует, то благословение нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в день его рождения – более уместно и достойно. И они утверждают, что празднование маулида – это всего лишь собрание для благословения ему. Это с их стороны – поправка к действиям Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и такое не скажет тот, в чьем сердце укоренилась любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, даже если он будет утверждать это. И если бы этот довод был верен, мы бы видели, как сподвижники и те, кто после них, наперебой стремились бы выделять понедельник благословениями ему. Однако в реальности они не выделяли этот день благословениями, не говоря уже о праздновании и собраниях в этот день, что однозначно указывает на то, что довод этим (хадисом) неуместен. Более того, ни один из ученых не говорил о достоинстве благословения Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в день его рождения (который, по правде, является понедельником), не говоря уже о том, чтобы это был двенадцатый день раби аль-авваля, что не установлено. Даже то, что пришло о достоинстве пятницы, во-первых, относится не только к сотворению в нее Адама, как явствует из текста хадиса, но и потому что в нее будет дуновение и поражение, а в версии Муслима: «…в него Адам был введен в Рай, в него был изгнан оттуда, и в него настанет Час». А во-вторых, в ней нет празднования, собраний для благословения ему и упоминания его жизнеописания, да благословит его Аллах и приветствует.
✨ Четвертое сомнение:
Одним из удивительных сомнительных аргументов, которые они приводят, является то, что они ссылаются на тексты с повелением благословлять и приветствовать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и хадисы, где сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, восхваляет себя, и где сподвижники, да будет доволен ими Аллах, восхваляют его в его присутствии. Они говорят: «В маулиде нет ничего, кроме благословений и приветствий Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и восхваления его. Так почему же вы порицаете нас за это?!» И хотя это неверно и является подменой понятий (ибо в маулиде много других запретных действий, как было указано ранее), главная подмена заключается в том, что это вообще не является предметом спора. Те, кто отрицает маулид, не отрицают благословения Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его восхваления – напротив, они всегда и постоянно благословляют его, особенно по пятницам. Однако их отрицание относится к собраниям для этого в специфичные дни, потому что в Сунне никогда, ни разу не передается, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собирался со своими сподвижниками, или сподвижники собирались между собой по какому-либо поводу с целью благословлять его или восхвалять его, не говоря уже о том, чтобы это было в специфичную ночь.
✨ Пятое сомнение:
Их довод хадисом, который передал ат-Тирмизи и другие от Бурайды, да будет доволен им Аллах, где говорится, что одна девушка дала обет, что будет бить в бубен и петь перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если Аллах вернет его невредимым из одного из походов, и что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Если ты дала обет, то бей, а если нет, то нет» (и далее хадис). Они сказали: это празднование и объявление радости по поводу его возвращения, да благословит его Аллах и приветствует, из похода, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил ей это, а радость по поводу его прихода в этот мир – величайшее. СубханАллах! Как же велико коварство Иблиса против этой общины и его обольщение их! Они приводят в качестве довода единичный случай, который не повторялся на протяжении всей жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и упускают из виду то, что он и его сподвижники после него оставили празднование дня его рождения, несмотря на его повторяемость и возвращение много раз. Неужели они лучше знают о достоинстве его прихода в этот мир, чем о его спасении в походе, или эта сподвижница? Почему же она не дала обет праздновать и радоваться дню его прихода в этот мир, вместо того чтобы радоваться дню его спасения и возвращения из похода? Кроме того, это не было празднованием, на которое она собрала людей, а было исполнением обета, который она дала для самой себя. И если бы это было празднованием, подобным празднованию маулида, она бы повторяла его каждый год, как это делают сторонники маулидов.
✨ Шестое сомнение:
Они приводят в качестве довода на дозволенность празднования дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то, что передал аль-Байхаки в своих «Сунанах» от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил жертвоприношение за себя (акыка) после пророчества. Они говорят: вот Посланник Аллаха совершил акыку за себя, радуясь своему рождению, хотя Абу Талиб уже совершил акыку за него в день его рождения, и в этом доказательство дозволенности повторения радости раз за разом.
Этот хадис, как указал сам аль-Байхаки сразу после него, является «отвергаемым хадисом (мункар)». Ан-Навави (ум. 676 г.х.) в «аль-Маджму» (8/431) сказал: «Ложный (батыль)». Ибн Хаджар аль-Аскаляни (ум. 852 г.х.) в «аль-Фатх» (9/509) сказал: «Не достоверен (ля йасбут)». Таким образом, ссылаться на него вообще недопустимо. Даже если бы он был достоверен, в нем не было бы доказательства для них из-за различия между этим действием и празднованием маулида каждый год – это сравнение с несопоставимым.
Еще более удивительно, чем это, их довод тем, что Абу Ляхаб освободил свою рабыню Сувайбу аль-Асламийю, когда она обрадовала его вестью о рождении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и что его мучение облегчается из-за этого. Они сказали: если это касается того, кого Коран порицает, и его мучение облегчается из-за радости о рождении аль-Мустафы, то что же сказать о том, кто радуется о нем, да благословит его Аллах и приветствует, будучи верующим единобожником?!
Как же скверно ссылаться на действие неверующего в эпоху невежества, который обрадовался рождению сына своего брата в то время, когда они радовались рождению мальчика и закапывали девочку живьем из страха позора! Разве он обрадовался ему потому, что он – пророк Аллаха? Разве он знал, что он будет послан к ним? И что о нем будет ниспослано: «Да отсохнут руки Абу Лахаба, и сам он уже сгинул!» (Сура 111 «Пальмовые волокна», аят 1)?!
И в ответ на это говорится то же, что и ранее: спор не о достоинстве радости о нем, да благословит его Аллах и приветствует, любви к нему и почитании его, а об узаконенности того, что вы выдаете за любовь, противореча в этом его руководству, да благословит его Аллах и приветствует.
Хуже этого то, что передал ас-Сахави в «аль-Аджвиба аль-мардыя» (3/1117) от одного из них, который сказал: «Если люди креста сделали ночь рождения их пророка великим праздником, то люди Ислама более достойны почитания и имеют на это больше прав». И я не нахожу в ответ на эти слова ничего более красноречивого, чем то, что передали аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах» от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Вы непременно последуете путям тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем, так что если бы они вошли в нору ящерицы, то и вы бы последовали за ними!» Мы сказали: «О Посланник Аллаха, иудеи и христиане?» Он сказал: «А кого же еще?!»
✨ Седьмое сомнение:
Когда им стало ясно, что празднование маулида – это нововведение, которого не совершал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и на этом согласны ряд ученых, среди которых хафиз Ибн Хаджар, сказавший: «Основа действия маулида – нововведение, которое не передается ни от кого из праведных предшественников первых трех веков» (как передал это от него ас-Суюты (ум. 911 г.х.) в «аль-Хави ли-ль-фатава» (1/229)), они сказали: «Да! Это нововведение, но оно – хорошее нововведение (бид’а хасана), и сам Ибн Хаджар упомянул это, как и другие ученые».
Правильное мнение, которого придерживаются проверяющие ученые, заключается в том, что в Исламе не существует разделения на «хорошее нововведение» и «заблудшее нововведение». Напротив, всякое нововведение есть заблуждение, как ясно говорится в достоверном хадисе от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Слова ученых, порицающих разделение нововведений на хорошие и плохие, многочисленны, и это долгая тема, которую здесь не охватить. Ограничусь двумя цитатами от двух ученых, признанных знатоками фикха и основ.
Первый: Имам Абу Убайд аль-Касим ибн Саллям, один из выдающихся ученых третьего века (ум. в 224 г.х.). Ибн Батталь в своем комментарии к аль-Бухари (8/588) передал от него слова: «Нововведения и страсти – все они одного вида в заблуждении».
Второй: Абу Исхак Ибрахим ибн Муса аш-Шатиби (ум. 790 г.х.), маликитский ученый-усулист. Он сказал в своих «Фетвах» (с. 180): «Поистине, слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Всякое нововведение есть заблуждение” – понимаются учеными в общем смысле, без каких-либо исключений, и среди них нет ничего хорошего вообще». И сказал в своей книге «аль-И’тисам» (1/246): «Это разделение – изобретенная вещь, на которую нет указания в Шариате».
Подтверждением их слов является то, что сказал имам Dar аль-Хиджры Малик ибн Анас (ум. 179 г.х.) в своем великом правиле: «Кто ввел в Исламе нововведение, считая его хорошим, тот утверждал, что Мухаммад изменил посланию, ибо Аллах Всевышний говорит: “Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию…” (Сура 5, аят 3). То, что не было религией тогда, не может быть религией сегодня» («аль-Ихкам фи усуль аль-ахкам» Ибн Хазма, 6/58; «аль-И’тисам» аш-Шатиби, 1/62).
После него его ученик имам аш-Шафии (ум. 204 г.х.). Аль-Джувайни (ум. 478 г.х.) в «Нихая аль-маталяб» (18/473) и аль-Газали (ум. 505 г.х.) в «аль-Мустасфа» (1/171) передали от него слова: «Кто считает что-то хорошим (истахсана), тот узаконивает». Невозможно представить, чтобы тот, кто считает, что «считание хорошим» является узаконением, на которое не было дозволения от Аллаха, говорил бы об одобрении некоторых нововведений.
Схожим с этим является их довод хадисом, который передал Муслим от Джарира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто положил начало в Исламе хорошему обычаю (санна хасана), и ему последовали после него, тому будет записана награда за него и награда тех, кто поступал в соответствии с этим, без умаления их наград». Они сказали: празднование маулида – это хороший обычай.
Это с их стороны – искажение истинного смысла хадиса и невежество или игнорирование причины его ниспослания. А она заключалась в том, что некоторые бедуины пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в изодранной одежде (из-за бедности), и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побудил людей к подаянию, но они замедлили, пока это не отразилось на его лице. Тогда пришел один человек из ансаров с куском золота и положил его, и люди последовали его примеру, пока на лице Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не появилась радость, и он сказал: «Кто положил начало хорошему обычаю…».
Таким образом, смысл хадиса: тот, кто оживил сунну из сунн Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как в хадисе от Амра ибн Ауфа аль-Музни, да будет доволен им Аллах, который передается возведенным к Пророку: «Тот, кто оживил сунну из моих сунн, которую упразднили после меня, тому будет награда, подобная награде тех, кто поступал в соответствии с ней, без умаления их наград. А тот, кто ввел нововведение, которого не одобряют Аллах и Его Посланник, понесет на себе грех, подобный греху тех, кто поступал в соответствии с этим из людей, без умаления их грехов». Аш-Шатиби прокомментировал это, сказав: «Это указывает на то, что “сунна” здесь – это то, что сделал тот сподвижник, а именно – действие, установленное как сунна (т.е. подаяние)», а не маулид!
Тот, кто сказал: «Кто положил начало в Исламе хорошему обычаю…», – это тот, кто сказал: «Вам надлежит следовать моей сунне и сунне праведных, ведомых истиной халифов после меня. Держитесь за нее и вцепитесь в нее коренными зубами. И остерегайтесь нововведенных дел, ибо всякое нововведенное дело – это новшество, а всякое новшество – заблуждение», и это тот, кто сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто». И все это – достоверные хадисы, и принимать их все и согласовывать между собой – обязательно.
✨ Сомнение восьмое:
Их утверждение, что некоторые сподвижники вводили «благие нововведения» (бид’а хасана), и они приводят в доказательство то, что пришло в «Сахихе» аль-Бухари от Рифаа ибн Рафиа аз-Зуракы, который сказал: «Однажды мы молились позади Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Когда он поднял голову из поясного поклона (руку’), сказав: “Сами‘а-Ллаху ли-ман хамида-h” (Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу), один человек позади него сказал: “Раббана уа ля-кя-ль-хамд, хамдан касиран таййибан мубаракан фи-х” (Господь наш, хвала Тебе, хвала обильная, благая, благословенная)”. Закончив молитву, (Пророк) спросил: “Кто говорил?” Тот человек ответил: “Я”. (Пророк) сказал: “Я видел, как более тридцати ангелов спешили записать эти слова, (стараясь) кто первый запишет их?”». Они говорят: «Этот сподвижник ввёл это поминание (зикр), не слышав его от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и это – благое нововведение».
Но это – ошибочное понимание. Ибо сподвижники, да будет доволен ими Аллах, обладают преимуществом, которого нет у других: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был среди них и исправлял их действия. Поэтому то, что совершил сподвижник и что утвердил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, становится частью утверждающей Сунны (ас-Сунна ат-такририйя), а не нововведением, как это разъяснили учёные усуль аль-фикх. И всё, что они передают о действиях сподвижников, которые Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, утвердил, относится к этой категории.
К этому же относится их довод сбором ‘Умаром, да будет доволен им Аллах, сподвижников для совершения молитвы «ат-тарауих» одним имамом после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они говорят: «И это с его стороны – благое нововведение».
Внимательно изучивший это событие с ‘Умаром, да будет доволен им Аллах, обнаружит, что это доказательство ещё слабее предыдущего. Ибо это действие совершил сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда молился со сподвижниками «ат-тарауих» коллективно, будучи их имамом, как это достоверно установлено у двух шейхов – аль-Бухари и Муслима – из хадиса ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах. Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не вышел к ним после этого, опасаясь, что эта молитва станет для них обязательной (фард). И поэтому совершение этой молитвы (коллективно) прекратилось во времена Абу Бакра, а ‘Умар, да будет доволен им Аллах, возобновил её после того, как исчезла причина (‘илля) – опасение обязательности. Так как же можно говорить, что ‘Умар ввёл новую молитву, которой не было во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?! И где это до празднования Мавлида?!
К этому же возражению относится их приведение в доказательство действий, совершённых сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, после его смерти, да благословит его Аллах и приветствует, таких как запись Корана и его собрание в одну книгу (мусхаф), расстановка точек в мусхафе и огласовок (харакатов). Они говорят: «Всё это – благие нововведения, и Мавлид относится к этому же роду деяний».
Тот, кто говорит подобное, либо невежда в основах (усуль аль-фикх), либо вводит в заблуждение простых людей. Порицаемые нововведения (аль-бида’ аль-мазмума) – это то, чего не совершал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, при наличии побудительной причины к этому и отсутствии препятствия. Так что же мешало Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, проводить Мавлид?! И если его побудительной причиной является любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, то она была у сподвижников в наибольшей мере – так почему же они не делали этого? Ответ: потому что это не узаконено (машру’).
Что касается записи Корана и его собрания, то это относится к сохранению его от утраты. Эта побудительная причина не существовала во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как Откровение ниспосылалось ему вплоть до его смерти (да отдам я за него отца и мать!), и большинство сподвижников, да будет доволен ими Аллах, находились в Медине. Когда же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, и Откровение прекратилось после своего завершения, и границы Ислама расширились, и сподвижники, и те, кто пришёл после них, распространились по свету, и некоторые люди стали разногласить относительно некоторых аятов Корана, – это потребовало собрать его и записать в одном мусхафе. Они собрали его из сердец (судур) и с разрозненных листов (альвах) в один мусхаф, сделали с него копии и разослали их по крупным городам (амсар), а всё остальное сожгли. А когда люди стали отдаляться от арабского языка и в их речь стала проникать испорченность (аль-‘уджма) из-за вхождения в Ислам большого числа неарабов, возникла необходимость в расстановке точек и огласовок, чтобы читать его правильно. Во времена же Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он не был собран и записан в таком виде. Учёные усуль аль-фикх называют это «неограниченными интересами» (аль-масалих аль-мурсаля), разъяснение которых требует много времени, и это не место для него.
А приближение к Аллаху посредством нововведённого (мухдасат) и поклонение Ему через нововведения (бида’), как в случае с празднованием Мавлида, не относится к категории «неограниченных интересов». Ибо в вопросах поклонения (ибадат) нельзя опираться на «неограниченные интересы», поскольку поклонение основано на строгом следовании текстам (таукифийя), в нём нет места для личного мнения, иджтихада и действий по принципу «что людям кажется благом». А также потому, что поклонение – это чистое право Аллаха, и невозможно познать Его право количественно, качественно, во времени и пространстве иначе, как от Него Самого, Пречист Он.
✨ Сомнение девятое:
Их слова: «Празднование Мавлида – это обычай (ада́т), а не поклонение (иба́дат); так почему же вы порицаете наши обычаи?!»
Это – их уловка и бегство от действительности и истины. Иначе как можно назвать собрание, на котором читают Коран, поминают Аллаха, возносят мольбы (дуа́), напоминают о жизнеописании (си́ра) Мустафы, да благословит его Аллах и приветствует, и его благородных качествах, – собрание, которым они приблизиться к Аллаху Великому и Всемогущему, призывают людей к нему и побуждают их к нему, и считают его одним из величайших своих деяний, надеясь на награду и воздаяние – как можно подобное именовать «обычаем», а не «поклонением»? Так что же тогда есть поклонение?!
И если спросить празднующего день рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Почему ты празднуешь?» – он ответит: «Потому что я люблю Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Если же ему сказать: «Празднование его дня рождения – это покорность (та́аа) или ослушание (ма́сият)?» – он ни за что не скажет: «Это ослушание», ибо как можно праздновать ослушание?! Он скажет: «Это покорность и приближение к Аллаху». Тогда ему скажут: «Знало ли об этом виде покорности посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или же оно было ему неведомо?» И он, конечно, не скажет: «Оно было ему неведомо». Если же он скажет: «Он знал его», – мы спросим его: «Передал ли он его своей общине или же утаил?» И здесь он не сможет сказать: «Утаил». Если же он скажет: «Передал», – мы скажем ему: «Приведи же хадис, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал нас к празднованию его дня рождения, и мы станем первыми, кто будет праздновать его, ибо мы любим его и чрезвычайно стремимся следовать его Сунне, да благословит его Аллах и приветствует!» Но тщетно, тщетно будет ему привести хотя бы один хадис – достоверный или слабый – с побуждением к этому, или даже с указанием на то, что он сам, да благословит его Аллах и приветствует, совершал это или одобрял!
✨ Сомнение десятое:
Одно из их сомнительных оправданий дозволенности празднования Мавлида – их уподобление его проведению конференций для воздания почестей учёному, его заслуг, упоминания его жизненного пути и достоинств. Они говорят: «Наше собрание для воспоминания о жизненном пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его милостях к общине – более достойно этого».
Ответ на это сомнение – с двух сторон:
Первое: Бесспорно, проведение симпозиума или конференции для ознакомления с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, его жизнеописанием и защиты его – дело более предпочтительное. Однако проведение симпозиума или конференции один или несколько раз, в одной или нескольких странах, никоим образом не может быть уподоблено Мавлиду. Ибо конференция или симпозиум – это не празднование, веселье и ликование по поводу его прихода (в этот мир), а лишь ознакомление, обучение и призыв для тех – мусульман и немусульман, – кто не знает его жизнеописания и призыва.
Второе: У этих конференций нет определённых дат, и нет необходимости проводить в день рождения этого учёного; это не дни его рождения. Этот учёный мог родиться в месяце Раджаб, а конференция проводится в Мухарраме; она не приурочена к его рождению, а зависит от удобства присутствующих, участников и организаторов. Если же они скажут: «Так же и Мавлид проводится круглый год, а не в определённый день», – мы ответим: это – уловка. Напротив, организаторы этих Мавлидов единодушны в проведении их именно в двенадцатый день месяца Раби аль-авваль, даже если они проводят их и в разные дни в течение года – усугубляя тем самым повторение нововведения.
Имам Джамалюддин ас-Суррамарри (776 г.х.), упоминая о положении празднования Мавлида ан-Наби, сказал – после приведения разногласий о том, в каком месяце и в какой день месяца родился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «В этом разногласии есть указание на то, что праведные предки (саляфы) не делали это (время) сезоном для собраний, угощений и празднеств с приготовлением яств, напитков и прослушиванием [песен и т.п.], ибо саляфы были величайшими из людей в почитании, любви и возвеличивании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и самыми ревностными творениями в распространении его достоинств. Если бы день его рождения был для них особым сезоном, то их усердие было бы направлено на сохранение (точной даты), и среди них и других не было бы в этом разногласий, и они сошлись бы на этом, как сошлись на днях двух Праздников (аль-‘Идейн) и днях Ташрика, дне ‘Арафата и дне ‘Ашуры… Если бы Мавлид был подобен им, его бы сохранили, как сохранили их.
Однако собрание для чтения Корана, распространения чудес (му’джизат) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, упоминания его нравов и этикета, разъяснения его прав, исполнения его велений и остережения его запретов, обучения его суннам – одобряемо во всякое время, более того – обязательно».
✨ Сомнение одиннадцатое:
Их утверждение, что собрание для напоминания людям о жизнеописании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в день его рождения подобно напоминанию в пятничных проповедях о дне начала пророчества (аль-би’са) и переселения (аль-хиджра), или напоминанию семнадцатого Рамадана о битве при Бадре и других событиях из жизнеописания Пророка. «Так почему же вы запрещаете это и дозволяете то?!»
И это – ещё одна уловка. Те, кто дозволяет напоминать людям о хиджре, начале пророчества и битвах с минбара в пятницу, дозволяют напоминать им и о его рождении, и о его кончине. И ты видишь, как они проповедуют и о том, и о другом, и не порицают ничего из этого. И это – не предмет спора и разногласий. Предмет же разногласия – это именно собрание ради этого, призыв к нему, его повторение в определённые сроки и празднование его. Поэтому они также не дозволяют людям собираться каждый год в день начала пророчества, или хиджры, или битвы, устраивать угощения, читать касыды, мадхи (восхваления) и поминания (зикры) по этому поводу, и выделять этот день чем-либо. И известно, что семнадцатое Рамадана не будет выпадать на пятницу каждый год, чтобы можно было намеренно проповедовать об этом событии.
И мы также скажем: В месяце Раби аль-авваль произошло три события: рождение (при допущении правильности этой даты), переселение и кончина. И, несмотря на это, сподвижники не ввели в этом месяце никакого повторяющегося религиозного поклонения, которое напоминало бы им об этих событиях. И это лишь потому, что они понимали, что совершенство следования и любви – в подражании (иттиба’). Они, да будет доволен ими Аллах, были самыми ревностными в возвеличивании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и самыми сильными в любви к нему. И при всей этой любви и почитании они, да будет доволен ими Аллах, не праздновали день его рождения, не делали день его переселения праздником и не устраивали траурных собраний в день его кончины, да благословит его Аллах и приветствует.
✨ Сомнение двенадцатое:
Их слова: «Большинство учёных дозволяют празднование Мавлида, а запрещают его лишь крайние последователи Ибн Таймии».
В ответ на это сомнение – три важных пункта:
- Первый: Руководствуются истиной и доказательством, а не большинством.
- Второй: Как было указано в начале статьи, ранние учёные ислама, такие как четыре имама и другие, – от них не передаётся ни от кого ни дозволение этого, ни совершение. Как же можно говорить, что это – мнение большинства учёных?
- Третий: Утверждение, что его запрещают лишь последователи Ибн Таймии, – неверно.
Дабы не утомлять читателя, я приведу высказывания трёх учёных, вынесших решение о его запрете, которые не принадлежат к школе Ибн Таймии.
- Первый: Выдающийся учёный Таджуддин аль-Факихани аль-Малики (734 г.х.) сказал в своём послании «аль-Мурид фи ‘амаль аль-Мавлид» (стр. 20): «Я не знаю для этого Мавлида основы ни в Книге (Аллаха), ни в Сунне, и не передаётся, чтобы его совершал кто-либо из учёных общины, которые являются примером в религии, держащимися за наследие ранних поколений. Напротив, это – нововведение (бид’а), придуманное праздными людьми… И на это не было дозволения Шариата, не делали этого ни сподвижники, ни последователи (таби’ун), ни набожные учёные, насколько мне известно. И это – мой ответ о нём перед Аллахом, если меня спросят о нём. И не может это быть дозволенным, ибо введение новшеств в религию не дозволено по единогласному мнению мусульман (иджма’)».
- Второй: Ибн аль-Хаджж аль-Фаси (737 г.х.) сказал в «аль-Мадхаль» (2/312): «Если же он (т.е. действие Мавлида) будет свободно от этого (т.е. от прослушивания песен) и будет приготовлена лишь еда, с намерением совершить Мавлид, и на него будут приглашены братья, и он будет свободен от всех упомянутых ранее пороков, то он является нововведением уже по самой его цели, ибо это – добавление в религию, не бывшее среди деяний прошлых саляфов. А следование саляфам – предпочтительнее, более того – обязательнее, чем добавлять намерение, противоречащее тому, на чём они были…». Он также сказал: «Некоторые из них (занимающихся проведением Мавлида) воздерживаются от этого (т.е. от прослушивания песен и т.п.), заменяя это чтением «Сахиха» аль-Бухари и другого. И хотя чтение хадиса само по себе является одним из величайших видов приближения и поклонения, в нём – великая благодать и много добра, однако если это совершается с соблюдением приличествующих ему условий, надлежащим с точки зрения Шариата образом, а не с намерением Мавлида. Разве ты не видишь, что намаз – величайшее средство приближения к Аллаху Всевышнему, и, несмотря на это, если бы человек совершил его не в установленное для него время, он был бы порицаемым ослушником. Если намаз таков, то что говорить о другом?!».
- Третий: Выдающийся учёный-усулит Абу Исхак аш-Шатиби (790 г.х.), также из учёных маликитского мазхаба, сказал в своих фатвах (стр. 203): «Известно, что проведение Мавлида в том виде, как это принято среди людей, – это нововведённая бид’а, а всякая бид’а – заблуждение».