Толкование хадиса о взятке
Когда-то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил одному человеку из племени аль-асд, которого звали ибн аль-Лютбия, заниматься сбором милостыни в племени бану сулейм. Вернувшись, тот подсчитал собранный закят и сказал: « Это — вам, а это — подарок, который сделали мне». Услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Почему же ты не остался сидеть в доме твоего отца и твоей матери, дожидаясь, пока тебе не принесут этот подарок, если ты говоришь правду?» — после чего обратился к людям с проповедью.
Он воздал хвалу Аллаху, восславил Его и сказал: « А затем, поистине, я назначаю одного из вас заниматься тем делом, которое поручил мне Аллах, а потом он приходит ко мне и говорит: «Это — вам, а это — подарок, который мне преподнесли»! Почему же он не остался сидеть в доме его отца и его матери, дожидаясь, пока ему не принесут этот подарок, если он говорит правду? Клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас возьмёт себе хоть что-то из этого без права, в День воскресения он непременно встретит Аллаха Всевышнего, влача это на себе! Ни за что не признаю я ни одного из вас, если встретит он Аллаха Всевышнего, неся на себе ревущего верблюда, мычащую корову или блеющую овцу!».
?аль-Бухари, 6979; Муслим, 1832.
Сказал шейх ‘Усеймин, да помилует его Аллах:
Правдив Пророк, да благословит его Аллах и приветствует! Ведь, этому человеку сделали подарок из-за того, что он являлся государственным служащим, а не по причине него самого. Если бы эти люди хотели сделать подарок ему лично, то подарили бы ему этот подарок еще тогда, когда он сидел дома.
Из этого хадиса мы узнаем, каким великим грехом является взяточничество. Этот грех настолько велик, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даже обратился к людям с проповедью, чтобы предостеречь людей от подобного. Если в народе распространится взяточничество, то народ погибнет, ибо все люди перестанут говорить правду, никто не будет судить в соответствии с истиной, никто не будет судить справедливо.
Пусть Аллах убережет нас от этого!
1.Проклят тот, кто дал взятку, и проклят тот, кто взял её. Исключением является лишь тот случай, когда человек не может добиться своих законных прав, кроме как через взятку. В таком случае проклятие касается только того, кто взял эту взятку, но не того, кто дал. В такой ситуации человек дает взятку только для того, чтобы получить то, что ему действительно полагается, и у него нет иного выхода. В таком случае он имеет уважительную причину.
2. Именно так сейчас происходит в многих мусульманских странах. Человек не может решить свои проблемы, не дав взятку. Многие люди берут взятки, поедая чужое имущество безо всякого права, и подвергая себя проклятию Аллаха. Просим у Аллаха избавления от этого!
Тот, кому Аллах даровал определенную должность, должен работать справедливо, должен выполнять все свои обязанности по мере возможности».
?Шарх «Рияд ас-салихин», хадис 165.