О довольстве предопределением
Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел одному человеку: «Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе». ? Этот хадис передали Ахмад 5/318, «Тахкъикъ аль-Муснад» 22769.
Имам ибн Къайим аль-Джаузийа, да смилуется над ним Аллах, сказал:
▪️ «Большинство людей, или даже все люди, – кроме тех, кому соблаговолил Аллах, – строят относительно Него не подобающие, дурные предположения.
▪️ В основном, потомки Адама считают, что они ущемлены в правах, что их удел не полноценен, что они заслуживают больше того, что им дал Аллах. Своим естеством они говорят: “Наш Господь проявил к нам несправедливость, Он лишил нас того, на что мы имеем право”. За них об этом говорит их сущность, хотя их языки отрицают это и не осмеливаются говорить об этом вслух.
▪ А кто желает, пусть посмотрит в свою душу и проникнет в её сокровенные места, в её тайные помыслы, и он обнаружит, что всё это таится в нем, в виде скрытого очага, который затаился в огнище.
▪️ Развороши любое огнище, искры которого ты желаешь обнаружить. Если ты его обследуешь, то увидишь, как он будучи недовольным своей судьбой, упрекает её и требует противоположное тому, что его постигло, утверждая, что предопределение должно было быть таким-то и таким-то. То же, что он приобрел, он находит незначительным и притязает на большее.
▪️ Поройся тщательно и в себе! Убережен ли ты сам от этого?
▪️ А раз от этого ты уберегся, … Считай, что спасся от великого греха, Но если ты сему подвергся, … То спасшимся не назовешь тебя».
См. «Зад уль-ма’ад», 3 / 235.
? Абу Са‘адат сказал:
▪️ «Тот, кто испытывает неприязнь к предопределению Аллаха, получит неприязнь и гнев Аллаха, что само по себе уже достаточно, как наказания. Аллах сказал: “Это – за то, что они последовали за тем, что вызвало ярость Аллаха, и возненавидели то, чем Он доволен, и поэтому Он сделал тщетными их деяния” (Мухаммад, 47:28).
▪️ В этом аяте содержится подтверждение тому, что недовольство предопределением является величайшим из грехов, более того, этот аят приводят в довод те, кто считает, что проявлять довольство является обязательным (уаджиб)».
? См. «Мадаридж ас-саликин», 2/171.