Приказ пророка ﷺ как вести себя при фитне

Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидевший в кругу своих сподвижников, упомянул о фитне и сказал: « Когда вы увидите, что люди нарушают свои договора, утратили доверие и стали такими» после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сплел пальцы. Тогда ‘Абдуллах встал, подошел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: “ Что же мне делать в такое время?! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Пребывай в своем доме, придерживай свой язык, совершай то, что знаешь и оставь то, что порицаешь. И придерживайся того, что связано с тобой, оставив всеобщие дела!»
? Абу Дауд 4342. Достоверный хадис

?Имам аль-Мунави в комментарии к одной из версий этого хадиса сказал: «Слова:

▪️ Когда ты увидишь людей т.е. когда ты застанешь их.

▪️« договора которых придут в расстройство» т.е. будут запутаны и придут в беспорядок, ослабнет их религиозность и надежность (в выполнении своих обязанностей, перед Аллахом и перед людьми).
◻️Договор – это клятва, безопасность, долг (ответственность), охрана и забота того, что нельзя нарушать.

▪️ Утратят надежность, верность – противоположность предательству.

▪️ после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сплел пальцы, то есть люди смешаются, и придет в замешательство их религия, так, что невозможно будет отличить надежного от предателя, праведного от нечестивца.

▪️ Пребывай в своем доме, т.е. отдались от всех людей и скройся от них, кроме тех случаев, когда в этом есть необходимость.

▪️ придерживай свой язык, т.е. оберегай его и следи за ним, и пусть с него не сходит, ничего кроме того, что принесет тебе пользу. Или же (смысл этих слов):
Удерживай свой язык от того, что тебя не касается.

◻️Язык был выделен среди прочих органов, потому что все органы подчиняются ему, если он будет правильным, то и все остальные органы будут в порядке, если же он искривиться, то и все органы искривятся.

▪️ совершай то, что знаешь из положений религии. То есть, совершай то, относительно чего у тебя есть знание, что это истина, из того, что принесет тебе пользу в мирской и в последней жизни.
▪️ оставь то, что порицаешь из того, что совершают люди, противоречащее шариату, и посмотри своим сердцем на то, как Аллах управляет ими.
◻️Поистине, Он распределил между людьми благие нравственные качества, также как распределил между ними их пропитание (удел), и если бы Он пожелал, то сотворил бы их по одному образу и подобию. И посему будь бдителен к тому, как Всевышний управляет между ними, и если ты увидишь ослушание Аллаху, которое Он отвел от тебя стороной, то воздай хвалу Аллаху.
◻️ Мягко, с терпением и спокойствием призывай к благому и удерживай от порицаемого, и если от тебя примут наставление, то воздай хвалу Аллаху, а если же ты не делаешь этого, то проси у Него прощения, за это упущение « (Сказал Лукман своему сыну: “)И терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах (в делах терпения из-за сложностей, которые тебя постигают на пути Таухида и Сунны и призыва к ним) надлежит проявлять решимость
(нельзя сдаваться и унывать)» (Сура «Лукман» 31:17)».

▪️ «заботься прежде всего о себе», занимайся тем, что касается тебя и держись своей религии (ищи знания, знания прежде слов и дел), оставь людей и не следуй за ними.

▪️ оставив всеобщие дела, т.е. оставь всех людей. И если наиболее вероятно, что твое порицание не изменит порицаемое из-за того, что оно охватило всех, или же по причине господства совершающего это порицаемое, или ты боишься за себя, то ты из тех, кто может оставить изменение порицаемого, и выражая порицание только сердцем!
◻️И в этом облегчение в обязательности изменения порицаемого во времена, когда увеличится число наихудших людей и уменьшится число благочестивых

?См. «Файдуль-Къадир» 626.