Правило дружбы и непричастности, одна из основ единобожия

Выбор друзей в Исламе занимает немаловажное место, на что обращают внимание Коран, Сунна и высказывания праведных предшественников.

Так, Коран и Сунна повелевают избирать себе праведных друзей и спутников и запрещают иметь в качестве близкого окружения неверующих или же нечестивых мусульман.

ДРУЖБА яз. зн. — Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: « Человек исповедует ту же религию что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» Абу Дауд 4833, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Имам Ибн Джама’а, делая наставление требующим знания, сказал: “ Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервет с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело.

Факъихи говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить»”. См. «Тазкирату-ссами’» 84.

Человек таков, каков его друг

От ‘Аиши сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: « Души подобны воинам! Те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся».
? аль-Бухари 3336, Муслим 2638.

Имам Ибн аль-Асир говорил: “ Тела, в которых души, объединяются и расходятся в соответствии с тем, как они созданы. По этой причине ты видишь, что хороший любит хороших и стремится к ним, а плохой любит плохих и стремится к ним!”
?См. “ан-Нихая” 1/336.

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!»
?Абу Дауд 4833,

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: “ Смысл этого хадиса, а Аллаху об этом ведомо лучше, в том, что человек привыкает к тому, что он видит от своего друга. К религии тоже можно привыкнуть, и поэтому мусульманину велено дружить только с теми, от кого он видит хорошее, так как к хорошему тоже можно привыкнуть”.
? См. “Бахджатуль-джалисин” 2/751.
ека, если только он не будет оберегать себя в своих беседах с ними. Ему следует говорить самому, предоставляя им только слушать”.
?См. “Сайд аль-хатыр” 419.

Передается от Абу Мусы аль-Аш’ари, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Человек (в Судный день) будет с теми, кого он любит».
? аль-Бухари 6170, Муслим 2641.