История Малика ибн Динара

Жизнь полна перемен. То, что вчера казалось незыблемым и неизменным, сегодня теряет актуальность, терпит перемены. Например, исчезают целые цивилизации и государства с их обитателями. Эти процессы касаются многих вещей и явлений, окружающих нас. Сюда же относится и человеческая жизнь.

Порой можно встретить человека, нрав и поведение которого говорят о том, что ничего хорошего от него не ожидается, но… проходит время, и этот человек может измениться в обратную сторону.

Таких примеров в истории человечества было много. Всевышний Аллах не оставляет Свои создания на произвол судьбы. По Своей милости Он даёт каждому шанс изменить свою жизнь. Творец часто показывает нам определённые знамения, поразмыслив над которыми человек приходит к выводу, что надо меняться.

Кого-то эти знаки и знамения касаются непосредственно, кто-то может увидеть их в каких-то явлениях и процессах, кто-то может увидеть знак для себя на примере жизни другого человека. Но есть люди, которые так и не могут прочитать эти подсказки жизни, продолжая вести прежний образ жизни, который порой мало чем отличается от образа жизни животного.

Одним из больших знамений для человечества является Священный Коран, аяты которого заставляют задуматься человека, обладающего разумом. Интересно, что арабское слово «аят» само означает «знамение, чудо».
В истории Ислама было немало людей, чья жизнь изменилась благодаря всего лишь одному аяту Корана, который гласит (смысл): «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…» [сура «аль-Хадид», аят 16]. Это даже не весь аят, а часть его, но он смог перевернуть их жизни, вписав имена этих людей в славные страницы истории Ислама…

В качестве примера приведём рассказ про одного человека по имени Малик ибн Динар. Это человек, который часть своей жизни провёл в грехе и пользовался дурной славой. Как говорил впоследствии с сожалением сам Малик ибн Динар «не было такого греха, который я бы не совершил». Однажды он стал свидетелем беседы одного покупателя с продавцом сладостей. Покупатель просил того добавить немного для его маленьких дочек. При виде этого в сердце Малика пробудилась любовь к девочкам. Поэтому он решил жениться – он хотел, чтобы у него родилась дочка. В скором времени у него действительно родилась дочь. Малик назвал её Фатимой.

Рождение ребёнка немного остепенило его, но всё же он продолжал употреблять вино. Бывало так, что он держал свою дочь на руках и пил вино, и, когда он подносил чашу ко рту, его дочка своей маленькой рукой убирала чашу и мешала ему пить.
Субханаллах…

Малик не чаял в ней души. Его радости не было предела. Но в возрасте трёх лет Фатима умирает. Малик от горя не находил себе места. И он стал искать утешения в вине. Как он говорил сам, для него настали чёрные дни, и он запил как никогда…
Но однажды ему приснился сон. Он очутился в обширной, пустынной местности. И вдруг на него стала ползти большая змея, готовая поглотить его. Малик стал убегать от неё. В это время он встретил немощного седовласого старика. Малик стал просить у него помощи, и старик, указав направление, сказал ему, чтобы он побежал туда. Малик побежал в ту сторону, но опять-таки наткнулся на гигантскую змею. Он вновь прибежал к старику, и старик посоветовал ему бежать уже в другую сторону. На этот раз Малик пришёл к саду, где играли маленькие дети. Увидев его, дети стали кричать: «Фатима! Фатима! Твой отец пришёл».

К Малику пришла его дочь. Они обнялись, и Фатима своей рукой отвела от отца змею, которая уползла прочь. И Фатима по просьбе отца стала истолковывать ему увиденное. Она сказала: «Гигантская змея, гнавшаяся за тобой, – это были твои грехи, готовые поглотить тебя. Немощный старик – это были твои благодеяния. Их было столь мало, что не смогли они защитить тебя от змеи». После этого Фатима стала читать аят (смысл): «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…».

В этот момент Малик просыпается в слезах и слышит азан на утреннюю молитву. Малик встал, совершил омовение и отправился в мечеть. После суры «аль-Фатиха» имам в намазе стал читать… (смысл): «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…».

Услышав это, Малик был потрясён. Он вновь услышал этот аят. Из его глаз потекли слёзы. Чувство раскаяния за прежние грехи переполнило его сердце. После намаза Малик публично покаялся за совершённые ранее грехи.

С того самого дня и по сегодняшний день Малик ибн Динар известен как один из учёных, праведников, с которым мало кто сравнится…

Разные люди по отношению к истине ведут себя по-разному. Кто-то, как, например, Абу-Бакр, принимают истину сразу, как только услышат о ней. Другим же, как, например, Умару ибн Хаттабу, надо пройти через определённые душевные испытания, чтобы они осознали истину. Таким людям надо, чтобы что-то такое с ними произошло, что заставило бы их задуматься… Есть люди, как, например, Икрима ибн Абу Джахль, которые до последнего момента противятся истине и даже ведут с ней борьбу, но потом всё же принимают её и прилагают вдвое больше сил для распространения этой истины…

Но есть люди, как, например Абу Джахль или Абу Ляхаб, которые так и не принимают истину и покидают этот мир заблудшими. Такие люди не могут или даже не хотят видеть, читать те знамения, которые в большом количестве установлены во всём, что нас окружает.
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах  заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землёй, – во всём этом знамения для разумных людей» (смысл) [сура «аль-Бакара», аят 164] .
Человек, размышляя над этими знамениями Всевышнего, свободным от всех предрассудков и предвзятости разумом сможет прочитать эти знаки. Раньше они ему казались непонятными, но теперь они говорят ему, что всё это не могло появиться само по себе или же без какой-то цели. Он поймёт, что у всего этого есть свой Создатель. После этого он начинает понимать, что нуждается в помощи и защите своего Создателя. И он подчиняет Ему себя, приводя свою жизнь в соответствие с велениями Аллаха.

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи – истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лёжа] на боку, и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: «Господи наш! Ты сотворил всё это не напрасно. Славен Ты! Сохрани нас от мук огня. Господи наш! Кого ты ввёдешь в адский огонь, тот будет посрамлён. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали того, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего», – и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми. Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний»» (смысл) [сура «Алю Имран», аяты 190–194] .

«И тогда Господь ответит им: “Воистину, Я не пренебрегу ни одним деянием, свершённым кем-либо из вас, мужчиной или женщиной, [ведь] одни из вас [происходят] от других. А тем, которые переселились или были выселены из своих жилищ, пострадали [в борьбе] ради Меня, сражались и были убиты, Я непременно отпущу прегрешения, введу их в сады, где текут ручьи, в награду от Аллаха. А у Него – наилучшая награда”» (смысл) [сура «Алю Имран», аят 195] .