Очищение и воспитание и нужда в этом уммы

Шейх Альбани, да смилостивится над ним Аллах сказал:
По­слан­ник Ал­ла­ха ﷺ пре­ду­пре­ж­дал нас о том, что по­стиг­ло нас се­го­дня. И вме­сте с этим в этих же ха­ди­сах он по­ве­дал нам о спо­со­бе ре­ше­нии этой про­бле­мы. Так по­слан­ник Ал­ла­ха ﷺ ска­зал: » Ес­ли вы бу­де­те ис­поль­зо­вать в тор­гов­ле «’ина» и схва­ти­тесь за хво­сты ко­ров, и удов­ле­тво­ри­тесь по­се­ва­ми, и ос­та­ви­те усердие на пути Аллаха, Ал­лах на­шлет на вас уни­же­ние и не из­ба­вит вас от не­го, по­ка вы не вер­не­тесь к ва­шей ре­ли­гии«.
?См. «Ас-Силь­си­ля ас-са­хи­ха», 11.

Не­смот­ря на крат­кость это­го ха­ди­са, мы ви­дим в нем точ­ное опи­са­ние той бо­лез­ни, ко­то­рая ох­ва­ти­ла се­го­дня мно­гих му­суль­ман.

В этом ха­ди­се по­слан­ник Ал­ла­ха ﷺ в ка­че­ст­ве при­ме­ра ука­зал на два не­ду­га, ко­то­рые мо­гут рас­про­стра­нить­ся в его об­щи­не.

Пер­вый — это со­вер­ше­ние му­суль­ма­на­ми не­доз­во­лен­ных ша­риа­том дей­ст­вий, ра­ди ко­то­рых они при­бе­га­ют к раз­лич­ным ухищ­ре­ни­ям и улов­кам, хо­тя и осоз­на­ют, что это яв­ля­ет­ся за­прет­ным. Ука­за­ние на это со­дер­жит­ся в сло­вах про­ро­ка ﷺ: « Ес­ли вы бу­де­те ис­поль­зо­вать в тор­гов­ле „’ина“…».

Второй
то есть ув­ле­че­тесь стрем­ле­ни­ем к мир­ским бла­гам и до­бы­чей про­пи­та­ния, оп­рав­ды­ва­ясь тем, что Ал­лах при­ка­зал нам за­ра­ба­ты­вать.

Му­суль­ма­не, впа­дая в из­ли­ше­ст­во в этом во­про­се, все свое вни­ма­ние уде­ля­ют по­се­вам, ско­ти­не и дру­гим ви­дам за­ра­бот­ка. В ито­ге это при­во­дит к то­му, что они за­бы­ва­ют об обя­зан­но­стях, ко­то­рые воз­ло­жил на них Все­выш­ний Ал­лах.

В ка­че­ст­ве при­ме­ра та­ких за­бы­тых по­ве­ле­ний Ал­ла­ха, по­слан­ник ﷺ ука­зал на усердие на пу­ти Ал­ла­ха, ска­зав: « Ес­ли вы бу­де­те ис­поль­зо­вать в тор­гов­ле „’ина“ и схва­ти­тесь за хво­сты ко­ров, и удов­ле­тво­ри­тесь по­се­ва­ми, и ос­та­ви­те усердие, Ал­лах на­шлет на вас уни­же­ние и не из­ба­вит вас от не­го, по­ка вы не вер­не­тесь к ва­шей ре­ли­гии».

Как вы мо­же­те ви­деть в этом ха­ди­се, со­дер­жат­ся про­ро­че­ские пред­ска­за­ния. И дей­ст­ви­тель­но обе­щан­ное уни­же­ние по­стиг­ло нас, че­му мы, к боль­шо­му со­жа­ле­нию, яв­ля­ем­ся сви­де­те­ля­ми. Мы ста­ли со­вер­шать то, о чем ска­за­но в ха­ди­се, и это при­ве­ло нас к этой ужас­ной бо­лез­ни — бо­лез­ни уни­жен­но­сти и по­зо­ра.

Для вы­хо­да из это­го по­ло­же­ния мы обя­за­тель­но долж­ны при­бег­нуть к то­му сред­ст­ву, на ко­то­рое ука­зал сам по­слан­ник Ал­ла­ха ﷺ, ска­зав о том, что ес­ли мы об­ра­тим­ся к не­му, Ал­лах из­ба­вит нас от уни­же­ния.

Та­ким об­ра­зом, воз­вра­ще­ние к ре­ли­гии — это воз­вра­ще­ние к Ко­ра­ну и Сун­не, так как по еди­но­глас­но­му мне­нию има­мов имен­но в них и за­клю­ча­ет­ся ре­ли­гия. И толь­ко сле­до­ва­ние им яв­ля­ет­ся га­ран­ти­ро­ван­ной за­щи­той от за­блу­ж­де­ния. Про­рок ﷺ ска­зал: « Я ос­та­вил вам две ве­щи, по­сле ко­то­рых вы ни­ко­гда не по­па­де­те в за­блу­ж­де­ние — Кни­гу Ал­ла­ха и мою Сун­ну, и они не ра­зой­дут­ся, по­ка не бу­дут пред­став­ле­ны мне у во­до­ема».
?См. «Са­хих аль-Джа­ми’», 2937.

Мы при­ве­ли эти при­ме­ры толь­ко для то­го, что­бы об­ла­да­те­ли зна­ния по­ня­ли важ­ность и не­об­хо­ди­мость воз­вра­ще­ния к та­ко­му по­ни­ма­нию ре­ли­гии, ко­то­рое со­от­вет­ст­во­ва­ло бы этим двум ос­но­вам — Ко­ра­ну и Сун­не и что­бы му­суль­ма­не не де­ла­ли доз­во­лен­ным за­прет­ное, по­ла­гая, что Ал­лах раз­ре­шил это.

Ка­ж­дый об­ла­даю­щий зна­ни­ем се­го­дня дол­жен взять­ся за вос­пи­та­ние но­во­го по­ко­ле­ния му­суль­ман — по­ко­ле­ния му­суль­ман, жи­ву­щих в со­от­вет­ст­вии с Ко­ра­ном и дос­то­вер­ной Сун­ной.

И нам не­доз­во­лен­но ос­тав­лять лю­дей на тех лож­ных пред­став­ле­ни­ях о ре­ли­гии, ко­то­рые они унас­ле­до­ва­ли от сво­их пред­ков. Ведь не­ко­то­рые из них по еди­но­глас­но­му мне­нию уче­ных яв­ля­ют­ся лож­ны­ми, в дру­гих же су­ще­ст­ву­ет раз­но­гла­сие в рам­ках ид­жти­ха­да, од­на­ко ид­жти­ха­да про­ти­во­ре­ча­ще­го Сун­не.

И толь­ко по­сле та­ко­го очи­ще­ния и по­ни­ма­ния то­го, с че­го долж­но на­чать­ся воз­ро­ж­де­ние ре­ли­гии и ка­ков ее путь, долж­но про­изой­ти вос­пи­та­ние но­во­го по­ко­ле­ния на ос­но­ве это­го дос­то­вер­но­го зна­ния.

?Очищение источников религии и духовное воспитание
(ат-тасфия уа-ттарбия)