Бывает ли хорошее нововведение?
Начнем с рассмотрения самого главного аргумента тех, кто заявляет о наличии хорошего нововведения в Исламе, а это известный хадис:
«Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград».
? Муслим 1017
Шейх Сыддикъ Хасан Хан сказал: “ На этот хадис и подобные ему опирались некоторые в качестве
довода, что дозволено вносить в религию хорошее нововведение!
Однако нет в этом хадисе никакого довода
на это, поскольку под словами « сунна ханаса» в этом хадисе речь идет о совершении деяний, основанном на уже узаконенной Сунне, берущей начало от пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не совершение чего-либо нового, у чего нет основы”.
?См. “ас-Сирадж аль-уаххадж” 10/420.
В данном хадисе речь шла о милостыне (садакъа), которая является узаконенной в Исламе и
имеет шариатскую основу, в отличие от различных нововведений. Ведь в хадисе говорится: “ И
после этого один человек из числа ансаров принес такой тяжелый кошель с серебром, что едва мог держать
его в своей руке, а вслед за ним один за другим последовали и другие люди”. То есть, этот ансар был первым, кто понял и отреагировал на призыв пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделать садакъа неимущим мусульманам, после чего его примеру последовали и другие мусульмане.
Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сказал после этого: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград».
Во-первых, слово «Сунна» в словах: «ман санна сунна хасана» (кто положил начало хорошему делу), несет в себе ЯЗЫКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ, а не шариатское. То есть, в данном хадисе под словом «сунна» подразумевается: «обычай», «путь» «дело».
И невозможно, чтобы слово «сунна» в этом хадисе
несло шариатское значение, поскольку это означало бы, что в Исламе также есть и плохая Сунна…..
Во-вторых, ни от кого из саляфов и ранних имамов не передается, чтобы они поняли слова
«хорошее деяние (обычай)» в этом хадисе, как хорошее нововведение (бид‟а хасана).
В-третьих, исходя из рассматриваемого хадиса, нам стало известно, что никто ничего нового в
религии не совершил, и что сподвижник сделал садакъа, за которым в этом последовали другие.
Таким образом, он просто оживил установленную Сунну, как милостыня. По этой причине многие имамы приводили этот хадис под главой: «О награде того, кто оживил Сунну», как например,
это сделал имам аль-Лялякаи в своей книге «Шарх усуль аль-и‟тикъад».
И прекрасно разъясняет смысл обсуждаемого хадиса и подобных ему, другой хадис, схожий с
ним по смыслу: « Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную награде всех тех, кто станет совершать эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!
А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!»
Ибн Маджах 209, “Сахих Сунан Ибн
Маджах”.
?Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури в отношении слов: «Ман санна сунна хасана», ска
зал: “ То есть, тот, кто начал благое дело прежде других, как тот человек, который принес кошелек с серебром первым, став примером в благом для других. А что касается того, что его поступок был хорошим,
то это известно из религии.
И смысл хадиса не о том, кто внес в религию что-то хорошее, о чем не было
до этого известно из религии, что это хорошо, поскольку то, что неизвестно из религии как нечто хорошее, никогда не будет хорошим! И это указывает на негодность того, чему последовали некоторые, как
деление нововведения на хорошее и плохое.
Поистине, любое нововведение – это заблуждение! И здесь одно
из двух: если это дело хорошее, то оно не может быть нововведением, а если это нововведение, то оно не
может быть хорошим, даже если кому-то так кажется!
?См. “Миннатуль-мун‟им фи шарх Сахих Муслим” 2/105.
?Шейх Ибн „Усаймин относительно обсуждаемого хадиса сказал: “Сказавший: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе» – это тот, кто также сказал: «Каждое
нововведение – это заблуждение». И не может быть так, чтобы правдивейший пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал что-либо, что опровергает его другие слова, как и не может быть такого, чтобы
между его словами было противоречие!
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю», а не сказал: «Кто внесет нововведение». И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе», а нововведения не из Ислама. И он сказал: «хорошее», а нововведения не являются хорошими”.
?См. «аль-Ибда‟ фи камаль аш-шар‟» 19-20.