Бывает ли хорошее нововведение?

Начнем с рассмотрения самого главного аргумента тех, кто заявляет о наличии хорошего нововведения в Исламе, а это известный хадис:

«Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград».

📖 Муслим 1017

Шейх Сыддикъ Хасан Хан сказал: “ На этот хадис и подобные ему опирались некоторые в качестве

довода, что дозволено вносить в религию хорошее нововведение!

Однако нет в этом хадисе никакого довода

на это, поскольку под словами « сунна ханаса» в этом хадисе речь идет о совершении деяний, основанном на уже узаконенной Сунне, берущей начало от пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не совершение чего-либо нового, у чего нет основы”.

📖См. “ас-Сирадж аль-уаххадж” 10/420.

В данном хадисе речь шла о милостыне (садакъа), которая является узаконенной в Исламе и

имеет шариатскую основу, в отличие от различных нововведений. Ведь в хадисе говорится: “ И

после этого один человек из числа ансаров принес такой тяжелый кошель с серебром, что едва мог держать

его в своей руке, а вслед за ним один за другим последовали и другие люди”. То есть, этот ансар был первым, кто понял и отреагировал на призыв пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделать садакъа неимущим мусульманам, после чего его примеру последовали и другие мусульмане.

Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сказал после этого: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград».

Во-первых, слово «Сунна» в словах: «ман санна сунна хасана» (кто положил начало хорошему делу), несет в себе ЯЗЫКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ, а не шариатское. То есть, в данном хадисе под словом «сунна» подразумевается: «обычай», «путь» «дело».

И невозможно, чтобы слово «сунна» в этом хадисе

несло шариатское значение, поскольку это означало бы, что в Исламе также есть и плохая Сунна…..

Во-вторых, ни от кого из саляфов и ранних имамов не передается, чтобы они поняли слова

«хорошее деяние (обычай)» в этом хадисе, как хорошее нововведение (бид‟а хасана).

В-третьих, исходя из рассматриваемого хадиса, нам стало известно, что никто ничего нового в

религии не совершил, и что сподвижник сделал садакъа, за которым в этом последовали другие.

Таким образом, он просто оживил установленную Сунну, как милостыня. По этой причине многие имамы приводили этот хадис под главой: «О награде того, кто оживил Сунну», как например,

это сделал имам аль-Лялякаи в своей книге «Шарх усуль аль-и‟тикъад».

И прекрасно разъясняет смысл обсуждаемого хадиса и подобных ему, другой хадис, схожий с

ним по смыслу: « Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную награде всех тех, кто станет совершать эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!

А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения

Ибн Маджах 209, “Сахих Сунан Ибн

Маджах”.

🔹Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури в отношении слов: «Ман санна сунна хасана», ска

зал: “ То есть, тот, кто начал благое дело прежде других, как тот человек, который принес кошелек с серебром первым, став примером в благом для других. А что касается того, что его поступок был хорошим,

то это известно из религии.

И смысл хадиса не о том, кто внес в религию что-то хорошее, о чем не было

до этого известно из религии, что это хорошо, поскольку то, что неизвестно из религии как нечто хорошее, никогда не будет хорошим! И это указывает на негодность того, чему последовали некоторые, как

деление нововведения на хорошее и плохое.

Поистине, любое нововведение – это заблуждение! И здесь одно

из двух: если это дело хорошее, то оно не может быть нововведением, а если это нововведение, то оно не

может быть хорошим, даже если кому-то так кажется!

📖См. “Миннатуль-мун‟им фи шарх Сахих Муслим” 2/105.

🔹Шейх Ибн „Усаймин относительно обсуждаемого хадиса сказал: “Сказавший: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе» – это тот, кто также сказал: «Каждое

нововведение – это заблуждение». И не может быть так, чтобы правдивейший пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал что-либо, что опровергает его другие слова, как и не может быть такого, чтобы

между его словами было противоречие!

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю», а не сказал: «Кто внесет нововведение». И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе», а нововведения не из Ислама. И он сказал: «хорошее», а нововведения не являются хорошими”.

📖См. «аль-Ибда‟ фи камаль аш-шар‟» 19-20.