Мудрость Аллаха в том, что некоторым из своих рабов он расширяет их удел, а некоторым сужает его
На основании Своей мудрости, справедливости и знания Всевышний ПРЕДПОЧЁЛ одни Свои творения другим в уровне знания, праведности, богатства, здоровья, силы, интеллекта, красоты и прочих явлений этого бытия.
Мы видим среди людей знающих и невежд, праведных и нечестивцев, богатых и бедных, здоровых и больных, сильных и слабых, проницательных и глупых, красивых и не очень.
Всевышний Аллах сказал:
«Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают» Сура «Аз-Зухруф», аят 32.
Разъясняя данный аят, Абу ‘Абдиллях аль-Куртуби сказал: «Говорят также, что смысл данного аята в следующем: если бы Мы уравняли людей в уровне имущества, то одни из них не подчинялись бы другим. Это привело бы также к исчезновению различных профессий»
?«Тафсир» аль-Куртуби, 16/27.
«Чего бы ни было (в этом бытие), хранилища всего этого лишь у Нас, и ниспосылаем Мы это лишь в известной мере». Сура «Аль-Хиджр», аят 21.
Таким образом, распределение всех благ в руках Одного Аллаха, а что касается людей, то в их силах лишь совершение необходимых причин, ведущих к достижению пропитания, а результат за Аллахом.
Большинство людей считает, что широта удела — это признак любви Аллаха к человеку, а его узость — признак Его ненависти, презрения и гнева. Однако в действительности данное распределение зависит лишь от мудрости Аллаха и не имеет отношения к Его любви или гневу.
Сказал Абу с-Су’уд аль-‘Амади: «Может быть так, что Всевышний РАСШИРЯЕТ удел ГРЕШНИКУ и СУЖАЕТ его ПРАВЕДНИКУ, а может быть и так, что все происходит наоборот.
Он же может расширить удел им обоим или сузить его им обоим.
Бывает и так, что Аллах расширяет удел человеку, после чего сужает его ему же.
Он делает все это в соответствии с Его волей, исходящей из Его удивительной мудрости. Вместе с этим (расширение или сужение) удела никак не связано с наградой и наказанием, ведь награда и наказание зависят от подчинения (человека Аллаху) или его отсутствия»
?Тафсир Абу с-Су’уда «Иршад уль-‘акл ис-салим», 7/135.
? Фрагмент из книги ЗАММ УЛЬ-МАСЪАЛЯ