О видах козней и наущений шайтана
? Шейх уль-Ислям Ибн Таймия (661-728 г.х.) говорил: “Шайтан желает от человека чрезмерности во всех его делах!
▪ Если шайтан видит, что человек склонен к проявлению милосердия, то он начинает приукрашивать ему милосердие до такой степени, что он не проявляет ненависть даже к тому, к чему проявляет ненависть Аллах, и перестаёт ревновать к тому, к чему ревнует Аллах.
▪ Если же шайтан видит человека склоняющимся к суровости, то начинает приукрашивать ему суровость в проявлении этого не ради Аллаха, что он даже начинает оставлять проявление благочестия, доброты, мягкости, поддержание связей и проявление милосердия, которое повелели Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). И преступая границы в своей суровости, он начинает проявлять чрезмерность в порицании, ненависти и наказании, преступая то, что любимо Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха)”.
?См. “Маджму’уль-фатауа” 15/292.
? Имам Ибн аль-Къайим (691-751 г.х.) сказал: “Невозможно счесть разновидности зла шайтана, не говоря уже о каждом отдельном из них, ибо причиной всего зла на свете является он. Но его зло можно выразить в шести стадиях, которыми он преследует сына Адама, пока он не впадёт в одно из этого зла или более”.
После чего Ибн аль-Къайим упомянул шесть козней шайтана, разъясняя каждое из них подробно, но которые вкратце выражаются в следующем:
- Неверие и многобожие, а также проявление вражды к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), и это самая первая стадия зла.
И если шайтан не способен подтолкнуть сына Адама к этому злу, то он переходит ко второй стадии: - Нововведение в религии, которое любимей для шайтана, чем грехи и ослушания. Ведь за совершение грехов человек может покаяться, тогда как за совершение нововведения человек не кается, ибо считает, что это благое религиозное дело и поклонение Аллаху.
И если шайтан не способен подтолкнуть сына Адама к этому злу, то он переходит к третьей стадии: - Совершение различных тяжких грехов. Шайтан прилагает сильное усердие для того, чтобы ввергнуть в это сына Адама, особенно если он из числа обладающих знанием, которому подражают, чтобы отвернуть от него людей.
И если шайтан не способен подтолкнуть сына Адама к этому злу, то он переходит к четвёртой стадии: - Совершение малых грехов, которые если соберутся в большом количестве могут погубить человека.
И если шайтан не способен подтолкнуть сына Адама к этому злу, то он переходит к пятой стадии: - Увлечение дозволенными вещами, за совершение которых нет ни награды, ни наказания, но, цель которых упущение награды из-за занятости этими вещами.
И если шайтан не способен подтолкнуть сына Адама к этому злу, то он переходит к шестой стадии: - Увлечение человека менее ценным деянием, чтобы он упустил то, что намного лучше этого деяния, дабы он не получил награду за совершение того, что лучше и превосходит то, чем он отвлёкся от этого первостепенного деяния. Ведь поистине, шайтан может открыть перед человеком семьдесят врат блага, либо чтобы посредством одного из них привести к злу, либо чтобы посредством этого упустить то, в чём больше блага, чем все эти семьдесят дверей вместе взятых.
?См. “Бадаи’ аль-фауаид” 2/260-262.
Также Ибн аль-Къайим (691-751 г.х.) сказал: “Наместники Иблиса на земле – это те, которые препятствуют людям требовать знание и изучать понимание религии. Такие люди хуже своим вредом, чем шайтаны из числа джинов, так как они встают между сердцами и между руководством Аллаха и Его путём”.
?См. “Мифтах дар ас-са’ада” 1/160.
? Ибн Джузай аль-Малики (693-741 г.х.) говорил:
“Наущение шайтаном сердец человека имеет различные виды из них:
▪ Порча веры и внушение сомнения в вопросах вероубеждения.
▪ Если же он не сможет сделать этого, тогда он велит ему совершать грехи.
▪ Если он не сможет сделать и этого, тогда он удерживает его от совершения благодеяний.
▪ Если он не сможет сделать и этого, тогда он внушает ему проявление показухи в благих делах, чтобы сделать их тщетными посредством показухи.
▪ Если человек спасётся и от этого, тогда он внушает ему обольщение самим собой и увеличение благих дел, разжигая тем самым в его сердце огонь зависти, злобы и гнева, пока не приведёт этого человека к наихудшим деяниям и самому скверному состоянию”.
?См. “ат-Тасхиль ли-‘улюм ат-танзиль” 2/63.