О запрете чрезмерности в религиозных вопросах
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
« Когда наступило утро (после) сбора (в Муздалифе), Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне:- Ну-ка, собери мне (камешки)!
Тогда я собрал ему мелкие камешки, и когда я положил их в его руку, он сказал:-Да, подобные этим. И вам следует остерегаться проявлять излишества в религии, ибо, поистине, те, которые были до вас, погибли из-за излишеств в религии».
?ан-Насаи 5/268, Ибн Маджах 3029 См. «Сахих ан-Насаи» 3057, «Сахих Ибн Маджах» 2473
? Шейх-уль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Слова: “Остерегайтесь излишеств в религии”, являются обобщенными, включающие в себя все виды излишества, будь то в убеждениях или делах».
?См. «Икътида сырат аль-мустакъим», 1/328.
? От Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал, повторив свои слова трижды:
«Погибли проявляющие чрезмерность!».
? Этот хадис передал Муслим 2670.
? Имам аль-Хаттаби в комментарии к этому хадису сказал: «Проявляющие чрезмерность” – это те, кто глубоко уходит в вопрос, впадает в рассуждения философскими методами, которые углубляются в то, что их не касается, и что не сможет постичь их разум».
?См. «Ма’алим ас-Сунан», 4/277.
? Имам ан-Навави сказал: «Т.е. впавшие в излишество и преступившие границы в своих словах и делах».
?См. «Шарх Сахих Муслим», 16/220.
? Имам ан-Навави сказал: «Речь идёт о тех, кто проявляет строгость в тех случаях, когда это неуместно».
? См. «Рияду-с-салихин», 106.
? Имам аль-Мунави сказал: «Было сказано, что это впавшие в крайность в своем поклонении, преступив границы шариата и пребывая в наущении шайтана».
?См. «Файдуль-Къадир», 6/355.
? Шейх Сыддикъ Хасан Хан сказал: «Этот хадис касается всего, что содержит в себе чрезмерность, будь это в поклонении, во взаимоотношениях, или же обычаях. И также нет разницы, касается ли все это внешних деяний, деяний сердца, убеждений или поступков. И если истина в отношении чего-либо установлена в Коране и Сунне, а нечто иное противоречит им, то это также имеет отношение к этому хадису и совершающий подобное подвергается гибели! И именование крайности, излишества и чрезмерности “гибелью” указывает на то, что все это запрещено категоричным запретом. А чрезмерность и излишество во всем, влекут гибель для поступающего таким образом!».
? См. «ас-Сирадж аль-ваххадж», 10/198.