Отношение ахли сунна к атрибутам Аллаха. История имама Малика.
Передает Яхья ибн Яхья: «Мы были в собрании Имама Малика (да смилуется над ним Аллах), как вдруг пришел мужчина и спросил Имама:
— «О Абу АбдуЛлах, Милостивый Возвысился над троном, как Возвысился?».
Склонил Малик голову (задумавшись над вопросом), выступил пот на его лице, затем он сказал:
— «Возвышение,- известно;
— «Как?» (образ)- невообразимо (не постижимо разумом);
— вера в это обязательна,
— а вопрос об этом,- новшество (бида), и я вижу ты нововведенец». Затем он приказал выдворить его».
?Приводит Байхаки в книге «Асмау ва Сифат» стр. 515.
▪️Сказал Муфассир Абу АбдуЛлах аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах), поясняя слова Имама Малика:
«Малик сказал, (да смилуется над ним Аллах): Возвышение известно,- то есть в языке, — каким образом неизвестно, а вопрос об этом новшество.
Так же сказала Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), мать правоверных».
?Тафсир аль-Куртуби к 54 аяту суры аль-Араф.
Сказал Имам Захаби (да смилуется над ним Аллах): «Под внешним (смыслом) подразумевается следующее: и это то, что не поддается оно толкованию, кроме того, на что указывает речевое сообщение. Как сказали праведные предшественники: «Возвышение («Истива»),- известно.
Как сказал Суфьян (ибн Уейна), и другие: «Чтение их (аятов и хадисов о Сифатах)- это их толкование», так как они ясны и понятны в языке, и не нуждаются в тесноте «та’виль» (растолковывании) и изменения,- это и есть мазхаб саляфов, одновременно с тем, что в этом нет уподобления Сифатам человека, ни в какой из сторон.
Так как Творец, нет Ему подобного в Сущности Его, так же нет Ему подобного в Сифатах (Качествах и Атрибутах) Его».
?Книга » ‘улю» стр. 251.
Приводит аль-Муля Али аль-Кари (ученик Ибн Хаджара Хайтами) слова Ибн Каийма Джавзия с его книги «Мадаридж Саликин», который говорит: «Это указывает,- на сохранение неприкосновенности текстов о Качествах и Атрибутах Аллаха, в прохождении их на внешнем (смысле), и убеждение в понимаемом из них, что понимают простые люди. И мы не имеем ввиду под простыми людьми, простых невежд, а имеем ввиду обычных верующих этой Уммы.
И этот целительный и убедительный ответ от Имама Малика, общий для всех Сыфатов (Качеств, Действий и Атрибутов Аллаха); Слух, Видение, Знание, Стеснение, Мощь, Желание, Нисхождение, Гнев, Милость, Смех; смысл их всех известен, а каким это образом,- невообразимо (не постигается разумом), так как постижение разумом, есть ветвь знания об образе-форме Сущности и её сути, а если это не известно, то что же говорить о постижении разумом Сыфатов?……
Поистине слова его в точности соответствуют тому, что сказал Имам Абу Ханифа в книге «Фикх аль-Акбар».
?Книга «Миркьатуль мафатих шарх аль-Масобих» 8/217. Издательство «Дар Кутуб Ильмия» Бейрут 1422 г.