Отношение ахли сунна к атрибутам Аллаха. История имама Малика.

Передает Яхья ибн Яхья: “Мы были в собрании Имама Малика (да смилуется над ним Аллах), как вдруг пришел мужчина и спросил Имама:
— “О Абу АбдуЛлах, Милостивый Возвысился над троном, как Возвысился?”.

Склонил Малик голову (задумавшись над вопросом), выступил пот на его лице, затем он сказал:
— “Возвышение,- известно;
— “Как?” (образ)- невообразимо (не постижимо разумом);
— вера в это обязательна,
— а вопрос об этом,- новшество (бида), и я вижу ты нововведенец”. Затем он приказал выдворить его”.
📖Приводит Байхаки в книге “Асмау ва Сифат” стр. 515.

▪️Сказал Муфассир Абу АбдуЛлах аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах), поясняя слова Имама Малика:

“Малик сказал, (да смилуется над ним Аллах): Возвышение известно,- то есть в языке, – каким образом неизвестно, а вопрос об этом новшество.
Так же сказала Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), мать правоверных”.
📖Тафсир аль-Куртуби к 54 аяту суры аль-Араф.

Сказал Имам Захаби (да смилуется над ним Аллах): “Под внешним (смыслом) подразумевается следующее: и это то, что не поддается оно толкованию, кроме того, на что указывает речевое сообщение. Как сказали праведные предшественники: “Возвышение (“Истива”),- известно.

Как сказал Суфьян (ибн Уейна), и другие: “Чтение их (аятов и хадисов о Сифатах)- это их толкование”, так как они ясны и понятны в языке, и не нуждаются в тесноте “та’виль” (растолковывании) и изменения,- это и есть мазхаб саляфов, одновременно с тем, что в этом нет уподобления Сифатам человека, ни в какой из сторон.

Так как Творец, нет Ему подобного в Сущности Его, так же нет Ему подобного в Сифатах (Качествах и Атрибутах) Его”.
📖Книга ” ‘улю” стр. 251.

Приводит аль-Муля Али аль-Кари (ученик Ибн Хаджара Хайтами) слова Ибн Каийма Джавзия с его книги “Мадаридж Саликин”, который говорит: “Это указывает,- на сохранение неприкосновенности текстов о Качествах и Атрибутах Аллаха, в прохождении их на внешнем (смысле), и убеждение в понимаемом из них, что понимают простые люди. И мы не имеем ввиду под простыми людьми, простых невежд, а имеем ввиду обычных верующих этой Уммы.

И этот целительный и убедительный ответ от Имама Малика, общий для всех Сыфатов (Качеств, Действий и Атрибутов Аллаха); Слух, Видение, Знание, Стеснение, Мощь, Желание, Нисхождение, Гнев, Милость, Смех; смысл их всех известен, а каким это образом,- невообразимо (не постигается разумом), так как постижение разумом, есть ветвь знания об образе-форме Сущности и её сути, а если это не известно, то что же говорить о постижении разумом Сыфатов?……

Поистине слова его в точности соответствуют тому, что сказал Имам Абу Ханифа в книге “Фикх аль-Акбар”.

📖Книга “Миркьатуль мафатих шарх аль-Масобих” 8/217. Издательство “Дар Кутуб Ильмия” Бейрут 1422 г.