Права Аллаха и права Его рабов

Муаз ибн Джабаль рассказывал:

« Как-то я сидел позади Пророка верхом на осле, и он спросил меня: О Муаз, знаешь ли ты, в чём состоит обязанность рабов пред Аллахом и в чём — обязанность Аллаха перед рабами” Я ответил: “Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше”.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Обязанность рабов пред Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего, а обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего.

Я спросил: “О посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся».

📖 аль-Бухари 13/300 и Муслима.

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах сказал:

“Этот хадис состоит из 2-х частей:

 1) Какие права Аллаха на его рабов″

 2) Какие права рабов″

Права Аллаха на рабов.

 Чтобы рабы поклонялись Ему одному (без ширка). Если мы будем соблюдать эти права, то Он простит нам все наши грехи (иншаАллах). Это будет наградой за наш ихляс (чистоту вероисповедания), не будет наказания для того, кто чист в своей вере (мухлясын).

Права рабов.

 Аллах не будет подвергать наказанию того, кто не приобщал к Нему ничего. На самом деле у нас нет никаких прав на Аллаха, но Он настолько Великодушен, что Сам вменил Себе это в обязанность, а не рабы обязали Его.

 Мы должны:

 а) поклоняться Аллаху одному,

 б) поклоняться Аллаху с ихлясом (с искренностью),

 в) совершать все наше поклонение (основное – сердцем, языком, действием и неосновное – сердцем, языком, действием) только Ему.

Нужно всегда беспокоиться о том, чтобы ихляс присутствовал во всех наших делах и нужно всегда иметь намерение, что все, чтобы мы на делали, даже самое маленькое деяние, только ради Аллаха.

Нужно просить (дуа) Аллаха сделать нас среди искренних. Мы должны всегда помнить о том, что никто не заслуживает наших хороших деяний, кроме Аллаха и только Он дарует за них награду.

 Какие уроки мы можем извлечь из этого хадиса:

 1) значение ихляса (искренности);

 2) насколько великодушен Аллах, что обязал Себя правом рабов;

 3) чтобы достичь такого высокого уровня как ихляс (искренность), нужно вести  борьбу против своих душ и против шайтана;

 4) ихляс (искренность),  должен присутствовать во всех наших деяниях;

 5) когда  Пророк (мир ему и благословение Аллаха  ) задал вопрос

” знаешь ли ты”до того, как дать ответ, он знал, что этот вопрос привлечет внимание человека;

 6) долг человека не знающего ответа сказать "Аллаху ведомо лучше";

 7) допустимость скрывать знание в общих интересах;

 8) допустимость передачи знаний (не относящихся к необходимым) только части   людей и сокрытие от других;

 9) скромность  Пророка (мир ему и благословение Аллаха  ), ехавшего на осле, когда он мог иметь прекрасного коня (он ничего не хотел от ближней жизни);

 10) превосходство Му’аза ибн Джабаля. Он был   специальным человеком, чтобы получить это знание;

 11)  Пророк (мир ему и благословение Аллаха  ) попросил Му’аза не расcказывать людям об этой радостной вести (бушра), потому что он боялся, что люди успокоятся обширности милости Аллаха и перестанут выполнять их обязанности (фард+сунна) и увеличивать свои хорошие деяния (но после смерти  Пророка (мир ему и благословение Аллаха  ) Му’аз рассказал этот хадис людям, боясь скрывать знания (’ильм)".

📖Шарх «Китаб таухид» шейха ибн Усеймина