Вопросы связанные с закят аль-Фитр (милостыня разговения)
Обязательность выплаты закята аль-Фитр
Ибн ‘Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-Фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву”. аль-Бухари 1503.
Имам ан-Науауи сказал: “ Все ученые сходятся на том, что закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина”. См. «аль-Маджму’» 6/106.
Мудрость закята аль-Фитр
Ибн ‘Аббас рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни уплатил его до праздничной молитвы – это приемлемый закят, а кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня”. Абу Дауд 1609. Хадис достоверный
Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Закят аль-Фитр в месяце Рамадан, подобен саджда сахуа в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста так же, как саджда сахуа искупляет недостатки в намазе”. См. «аль-Маджму’» 6/321.
Размер закята аль-Фитр
Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды». Абу Ну’айм 3/262, . «Сахих аль-джами’» 282.
Чем следует выплачивать закят аль-Фитр
Абу Са‘ид аль-Худри сказал: “ Мы выплачивали закят аль-Фитр одним са’ еды или одним са’ ячменя, или фиников, или творога, или изюма”. аль-Бухари 1506.
Ашхаб рассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: « Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди»”. См. “аль-Истизкар” 9/263.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “ Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена”. См. “ат-Тамхид” 7/127.
Когда следует выплачивать закят аль-Фитр? ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Абуль-‘Алия относительно слов Всевышнего Аллаха: « Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву» (аль-А’ля 87: 14-15), сказали: “ Это значит: выплатил закят аль-Фитр, а затем отправился на праздничную молитву”. См. “Ахкамуль-Къуран” 3/176.
Ибн ‘Умар сказал: “ Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать Фитр перед выходом на праздничную молитву”. аль-Бухари 1503.
Имам Ибн ат-Тин сказал: “ Время выплаты Фитра после утреннего намаза и до праздничной молитвы”. См. “аль-Мутауари” 135, “Фатхуль-Бари” 3/478.
Имам Ибн Къудама сказал: “ Смысл обязанности закята аль-Фитр – это праздник Разговения”. См. “аль-Мугъни” 2/676.
Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли выплачивать закят аль-Фитр за несколько дней или недель до праздничной молитвы?» Он ответил: “Это не дозволено, поскольку смысл закята аль-Фитр состоит в том, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника. Если ты выплатишь Фитр задолго до него, то нет сомнения в том, что нуждающийся не продержит это продовольствие до праздника”. См. “аль-Хауи мин фатауа шейх аль-Альбани” 283.
Но если человек опасается, что он не успеет выплатить Фитр до праздничной молитвы, то можно его выплатить за день-два до праздничной молитвы, что является исключением.
Нафи’ рассказывал: “ Ибн ‘Умар бывало выплачивал Фитр за день-два до праздника”. аль-Бухари 1511, Муслим 986.