Спешка от шайтана
Воистину, спешка/торопливость, является порицаемым качеством, а в основе это качество исходит от шайтана.
Ведь в спешке человек совершает множество необдуманных, неправильных, порицаемых и даже запрещённых дел.
Поэтому некоторые учёные включали спешку в число грехов, к тому же тяжких.
?См. “аз-Зауаджир” 1/215.
Всевышний Аллах в качестве порицания сказал: «Воистину, человек тороплив» (17: 11).
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана».
? ас-Сильсиля ас-сахиха” 1795.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Поистине, спешка от шайтана по той причине, что она является легкомыслием, безрассудством и вспыльчивостью в человеке, которая мешает ему проявлять осмотрительность и мягкость, а также удостоверяться.
Она становится причиной того, что вещи не ставятся на свои места, следствием чего является многочисленные виды зла и препятствие многочисленным видам блага. Спешка – это спутник сожаления, поскольку мало было случаев, когда спешка не оборачивалась сожалением”.
?См. “ар-Рух” 1/258.
Со слов Са’да ибн Аби Уаккъаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Неторопливость следует проявлять во всех делах, кроме деяний, связанных с миром вечным*».
?Абу Дауд 4810, См. «Сахих аль-Джами’» 3009.
Так, некоторые праведные предшественники, в числе которых Хатим аль-Асам, говорили:
“Спешка от шайтана, кроме пяти случаев, в которых спешка является Сунной:
– в угощении гостя;
– в приготовлении покойного к погребению;
– в выдаче замуж девственницы, если она достигла брачного возраста;
– в возвращении долга, чей срок уплаты подошёл.
– и в покаянии за совершённый грех”.
?Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 7/8, Ибн аль-Джаузи в “Ахкам ан-ниса” 304.